18 июня 2012 - 24 июня 2012

Jun 29, 2012 21:58

Я опять припозднился с недельный отчетом. На сей раз в нем 6 фильмов, ровно вдвое больше, чем на позапрошлой неделе.



Большой экран

20 июня - "Цезарь должен умереть" (Cesare deve morire), реж. Паоло и Витторио Тавиани, 2012. Драма. Данная картина стала победителем Берлинского кинофестиваля нынешнего года. Вымышленная история в ней помещена в реально существующую обстановку. В одной из итальянских тюрем действительно существует собственный театр, актерами которого являются заключенные. В фильме рассказывается, как они готовят постановку шекспировского "Юлия Цезаря". На самом деле, как рассказал присутствовавший на сеансе Паоло Тавиани, Шекспира в том тюремном театре никогда не ставили, а к репетициям "Юлия Цезаря" приступили только после съемок фильма. Участники спектакля, большая часть которых осуждена на длительные тюремные сроки, демонстрируют высокое мастерство театральной игры. Но тут же кроется и слабость фильма. Преступники-актеры остаются нарочито театральными, даже когда им приходится изображать фактически самих себя, а не персонажей классической драма. Паоло Тавиани говорил, что они с братом стремились объяснить актерам, что в некоторых эпизодах им нужно вести себя как можно проще. Очевидно, старания режиссеров не возымели нужного эффекта. Возможно, это стало причиной еще одной слабой стороны картины - явного перекоса в построении сюжета. Больше внимания уделяется театральному действу, куда меньше - жизни заключенных за пределами сцены. Мы узнаем о характерах и мотивах шекспировских персонажей, а вот люди, которые их играют, остаются для нас загадкой. Поэтому "Цезарь должен умереть" прекрасен, если воспринимать его как кинематографическую версию театральной постановки, но как рассказ о буднях тюремного театра он оставляет желать лучшего.

21 июня - "Храбрая сердцем" (Brave), реж. Марк Эндрюс, Бренда Чапман, Стив Пёрсел, 2012. Анимационная сказка. Юная Мерида, дочь шотландского короля, не желает вести себя как истинная леди, чего требует ее властная мать, а хочет скакать на лошади, стрелять из лука и вообще заниматься тем, что больше подобает делать мужчинам. Когда королева решает выдать неразумную дочь замуж, чтобы хоть как-то ее приструнить, принцесса прибегает к помощи колдуньи, надеясь изменить волю матери. Колдовство сработало, но совсем не так, как планировала строптивая девчонка. Теперь в ее распоряжении осталось чуть более суток, чтобы снять заклятие, пока оно не стало необратимым. Как мне кажется, "Храбрая сердцем" вышла увлекательной и зрелищной, но не самой сильной работой студии "Пиксар". Обращают на себя внимание параллели с "Рапунцель". Кроме того в сюжете плохо отработаны второстепенные персонажи - колдунья с ее говорящим вороном и "живой" метлой или троица братьев-медвежат. Не всё ясно и с заложенным в фильм идейным посылом.

23 июня - "Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom), реж. Уэс Андерсон, 2012. Трагикомедия. Одновременно лиричный и ироничный фильм, что встречается не так уж часто. Несмотря на юный возраст, Сэм и Сьюзи так сильно любят друг друга, что, не задумываясь, решили сбежать - он из скаутского лагеря, она из родительского дома - и отправиться вместе навстречу судьбе. Беглецов, разумеется, быстро поймают и попытаются разлучить навеки. Но чувства детей окажутся настолько крепки, что смогут преодолеть и волю взрослых, и силы природы.

23 июня - "Именем дочери" (En el nombre de la hija), реж. Таня Эрмида, 2011. Трагикомедия. Эквадорская картина, действие которой разворачивается в 70-ых годах прошлого века. Главная героиня фильма - Мануэла, девочка лет десяти от роду, здравомыслящая не по годам, воспитанная родителями-вольнодумцами в духе рационализма и социалистических ценностей. Ее вместе с младшим братом отправляют на два месяца пожить с бабушкой и дедушкой, пока мама и папа уехали в Колумбию, чтобы, как они сказали, помочь тамошним жителям совершить революцию. Так Мануэла оказалась в доме, где царят совершенно иные порядки, отличные от тех, к которым она привыкла, и перед ней стал выбор, то ли бунтовать, сохраняя верность идеалам прогрессивных родителей, то ли смириться и хотя бы на время принять ценности своих старорежимных родственников. На протяжении примерно двух третей сюжет фильма развивается в русле конфликта двух ценностных систем, между которыми зажата Мануэла. Затем ход событий заметно переламывается, хотя и не слишком радикально. У девочки неожиданно обнаруживается сумасшедший дядюшка Филипе, о котором до сих пор даже не упоминалось. Остаток времени мы наблюдаем за отношениями детей и блаженного безумца. Зачем режиссеру понадобился такой сюжетный ход? Ответ, скорее всего, кроется в именах, которыми называют главную героиню другие персонажи. Родители дали ей имя "Мануэла" в честь отца, которого звали Мануэлем. Разумеется, бабушке такое "мужское" имя не нравилось, и она захотела окрестить внучку под традиционным именем "Долорес". Когда же "Мануэла-Долорес" повстречала дядюшку Филипе, тот нарек ее Алисией. Иными словами, когда перед тобой открыты два жизненных пути, можно проследовать по любому из них, но можно выбрать и свой собственный. Вот только что это за третий путь, в фильме никак не конкретизируется. Финал картины - открытый.

24 июня - "Невидимая война" (The invisible war), реж. Кирби Дик, 2012. Документальное расследование. Фильм проливает свет на проблему сексуального насилия, совершаемого в американской армии. В съемках приняли участие более двух десятков бывших военнослужащих, как женщин, так и мужчин, изнасилованных своими сослуживцами. В дополнения к словам героев картины ее авторы предъявляют совершенно дикие цифры, характеризующие масштаб проблемы. Причем, вся эта информация взята из официальных источников. Но хуже всего, конечно, то, что в армии США действуют порядки, в результате которых лишь малая толика насильников несут заслуженное наказание. Куда чаще выходит так, что жертва насилия не только не получает поддержки, но и сама бывает обвинена в преступном нарушении армейской дисциплины. Фильм наводит на множество размышлений. С одной стороны, можно вспомнить громкие скандалы, которыми сопровождались военные операции, проводимые американскими войсками в Ираке и Афганистане, и сделать на этом основании вывод, что в моральном плане вооруженные силы США глубоко ущербны. С другой стороны, понятно, что подобные проблемы характерны не только для армии и не только для Америки. Нарушение прав личности и круговая порука вообще имеют тенденцию возникать в любой закрытой социальной системе, которая выходит из-под широкого общественного контроля.

Малый экран

24 июня - "170 герц" (170 Hz), реж. Йост ван Гинкель, 2012. Драма. Фильм, участвующий в конкурсной программе "Перспективы" Московского кинофестиваля. История глухонемых юноши и девушки, страстно любящих друг друга и готовых на всё, чтобы не дать себя разлучить. В какой-то момент они сбегают от родных и селятся на старой полузатопленной подводной лодке. Там они пытаются зачать ребенка, который, по их замыслу, гарантирует, что они всегда будут вместе. Человеческая речь звучит в картине ровно один раз. Всё остальное время герои общаются на языке жестов, а звуковым фоном служат либо музыка, либо самые обыденные шумы и звуки. На мой взгляд, фильму не достает концептуальной завершенности. В сюжете, например, много "лишних" деталей, служащих в большей мере виньетками, добавленными для пущего драматизма. Также картине пошло бы на пользу, если ее история была понятна вообще без всяких пояснений. А в нынешнем виде понять происходящее без субтитров, переводящих язык глухих, всё-таки сложновато.

отчет

Previous post Next post
Up