Мои впечатления от "Прометея" можно разложить на несколько уровней. Если говорить о "картинке", придраться мне не к чему. Операторы, художники, мастера по спецэффектам потрудились на славу. Кино с их легкой руки вышло зрелищным и "атмосферным". Однако когда речь заходить о других составляющих фильма, дела обстоят совсем не так радужно.
"Прометей" относится к кино того рода, большинство персонажей в котором нужно, лишь чтобы их можно было умертвить различными способами. В подобной ситуации, конечно, не приходится надеяться на какую-либо глубину характеров или мотивировок. Отношение авторов фильма к персонажам полностью укладывается в формулу "есть человек - нет человека". Причем, речь тут идет как о тех действующих лицах, которые только присутствуют в кадре, так и о тех, которые что-то говорят и делают. В случае последних максимум, на что можно рассчитывать, это некий психологический абрис, заменяющий герою полноценный характер и всякий раз основывающийся на противоречии между внешним и внутренним. Есть там вояка-пофигист, в нужный момент жертвующий собой ради спасения мира; есть мужеподобная женщина, суровая и непреклонная, но в то же время жаждущая получить одобрение отца; есть ученая, в глубине души лилеющая религиозную веру; наконец, есть деликатный и обходительный робот, не очень жалующий своих хозяев-людей.
О последнем, андроиде Дэвиде, чей образ воплотил на экране Майкл Фассбендер, хочется сказать чуть подробнее. С формальной точки зрения у этого персонажа вообще не может быть характера, ведь он всего лишь бездушная, хотя и очень сложная, машина, полностью лишенная эмоций и действующая по заложенной в неё программе. Об этом, во всяком случае, зрителю периодически напоминают остальные участники событий. Но тут же возникают многочисленные вопросы. Например, зачем машине играть в вело-баскетбол, смотреть старые фильмы и даже красить волосы, чтобы больше походить на любимого (sic!) актера? Такие вещи в принципе не могут интересовать безэмоционального робота. Можно предложить два удовлетворяющих объяснения: либо авторы "Прометея" не отдают себе отчета, что вообще такое эмоции, воспринимая их на уровне смайликов (Фассбендер, действительно, не меняется в лице на протяжении всего фильма), либо истинная сущность Дэвида будет раскрыта в сиквеле.
Прояснения требуют и многие другие темные места сюжета. Не стану долго на них останавливаться. О неувязках в истории "Прометея" и так говорилось неоднократно. Думается мне, однако, надежда, что создатели картины зададутся целью свести концы с концами, не слишком велика. Ведь соберись они это сделать, многие из безответных вопросов возникали бы не только в головах рецензентов, но и артикулировались бы персонажами.
В заключение выскажусь по поводу "философии" фильма. На первый взгляд, "Прометей" Ридли Скотта не далеко ушел от "Тора" Кеннета Браны, в котором скандинавские боги преподносились зрителю как высокоразвитая инопланетная раса. Разница лишь в том, что теперь переосмыслению подвергаются библейская Книга Бытия. Тем не менее, нельзя однозначно заявить, будто "Прометей" целиком и полностью представляет собой поп-культурную рационализацию ветхозаветного мифа. Вопросы о боге и вере не снимаются в фильме окончательно. Всем желающим оставлена возможность сохранить приверженность мистике. В этом смысле показательны слова героини Нуми Рапас, когда в одном из эпизодов она отвечает назойливым критиканам, что "не знает, а верит" в собственную правоту. И что тут поделаешь?! Есть такие люди! Ты хоть в задницу им глобус запихни, они всё равно будет верить, Земля - плоская.
Страница фильма на IMDb.