В Москве сплошным потоком продолжаются мини-фестивали, посвященные кинематографу разных стран. Конец прошлой недели и начало нынешней прошли под знаком "Франкофонии", организованной в "35 мм". В рамках этого киносмотра я побывал на трех сеансах и всякий раз оставался доволен.
В пятницу друзья позвали меня на "Маленькую комнату" Стефани Шуа и Вероник Раймон, швейцарскую картину, которую я изначально смотреть не собирался. Тем не менее, сходив на нее, я нисколько не жалею о потраченных деньгах и времени. Оказалось, что это кино того рода, который мне особенно импонирует. Фильм рассказывает бесхитростную историю из жизни обычных людей, обремененных обычными проблемами, столкнуться с которыми может каждый из нас. В "Маленькой комнате" двое главных героев - сварливый старик, быстро угасающий от возраста и болезней, и навещающая его работница социальных служб, пережившая недавно личную трагедию. Их знакомство, сперва весьма холодное, постепенно перерастает в дружбу, которая в итоге поможет одному смириться и принять неминуемый конец, а другой осознать, что прошлого не изменить, но жизнь продолжается. Остается только добавить, что в 2010 году "Маленькая комната" была признана в Швейцарии лучшим фильмом. Признаюсь, если бы в России снимали такое кино, я бы полюбил отечественный кинематограф всей душой.
В субботу я, уже в гордом одиночестве, пошел на "Глаза его матери" Тьери Клифа. Прекрасно понимаю, за что этот фильм можно обругать, если задаться такой целью. Вся его фабула, равно как и отдельные сюжетные коллизии, заставляют вспомнить о пресловутых "мыльных операх". Однако совместив рельефный мелодраматизм последних с небольшим хронометражем, авторам картины удалось создать повествование, предельно насыщенное яркими событиями и запоминающимися образами. Не стоит также сбрасывать со счетом и прекрасную игру актеров.
В центре сюжета находится молодой писатель по имени Матье (Николя Дювошель), работающий в жанре неавторизованных биографий. Его творческая манера такова: под благовидным предлогом он втирается в доверие к какой-нибудь знаменитости, выведывает все ее секреты, а потом публикует очередной бестселлер, переполненный "жареными" фактами. Следующей жертвой Матье должна стать популярная телеведущая Лена Вебер (Катрин Денев), к которой он устраивается работать личным ассистентом. Как у многих людей, посвятивших себя профессии, семейная жизнь у Лены не сложилась. Когда-то она была замужем за испанским журналистом, расследовавшим преступления франкистов, но давно с ним развелась. В этом браке родилась дочь, Мария, которая после разрыва родителей жила с отцом. Сейчас она, уже взрослая женщина, ставшая известной балериной, контактов с матерью практически не поддерживала.
Матье решает встретиться с Марией (Жеральдин Пайяс), воспользовавшись тем, что формально был с ней знаком, ведь до начала писательской карьеры он работал в театре декоратором. У него быстро получается возобновить то прерванное знакомство. Между писателем и балериной устанавливаются дружеские отношения, которые вскоре приобретают отчетливую романтическую окраску. В результате у него возникает возможность узнать главную тайну в жизни Марии. Будучи еще подростком, она забеременела и, скрыв это от родителей, родила мальчика, которого отдала на усыновление. Тогда она не была готова быть матерью, да и ребенок помешал бы осуществлению ее мечты - стать выдающейся танцовщицей. С тех пор прошло двадцать лет, маленький Бруно, как его назвали приемные родители, вырос в милого спортивного юношу, который даже не догадывался о своем истинном происхождении. Мария же, наконец, нашла в себе смелость написать ему письмо. Разумеется, Матье не мог оставить без внимания такую пикантную ситуацию и отправился в Бретань, чтобы повидать живущего там Бруно (Жан-Батист Лафарж).
Так шаг за шагом писатель вторгается в жизни трех поколений одной семьи. Но чем больше секретов он узнает, чем больше набирается материала для новой книги, тем сильнее он проникается симпатией к этим людям, и тем труднее ему становится предать их.