"Достичь небес", реж. Льюис Гилберт

Mar 19, 2012 19:12




Любопытный факт из моей биографии: пионерский отряд в школе, где я учился, носил имя Алексея Маресьева, советского летчика-героя, потерявшего во время Великой Отечественной войны обе ноги, но нашедшего в себе силы вернуться в авиацию. Почему я сейчас об этом вспомнил? Потому что на днях мне стало известно о похожей истории, случившейся с британским пилотом Дугласом Бадером. Так же как и о Маресьеве, о Бадере был поставлен фильм, вышедший на экраны в 1956 году. Картина получила название "Достичь небес" (в оригинале "Reach for the sky"), а ее режиссером выступил Льюис Гилберт, снявший впоследствии сразу три серии "бондианы".

Сразу нужно отметить, в чем принципиальное отличие судьбы британца от нашего соотечественника. В том, что произошедший с Бадером несчастный случай не имел совершенно никакой героической подоплеки. Увечье он получил не в сражении с врагом, а пав жертвой собственной же глупости и горячности. С юности Дуглас Бадер был склонен к соперничеству и выказывал презрение к общепринятым правилам. Поэтому, поступив в 1929 году в ряды Королевский воздушных сил, он не раз получал нагоняй от руководства за свое вызывающее поведение. В 1931 году, желая произвести впечатление на сослуживцев, молодой пилот неудачно выполнил сложный маневр, разбил самолет, а сам получил тяжелейшие травмы, чуть не стоившие ему жизни. Одна нога у него фактически была оторвана. Ее пришлось ампутировать сразу. Вскоре врачам пришлось отрезать и вторую ногу, потому что в ней развилась инфекция.

Пройдя курс реабилитации и научившись ходить на протезах, Дуглас Бадер попытался вновь стать пилотом. Однако авиационное начальство не пустило калеку за штурвал самолета, предложив ему взамен бумажную работу в штабе. Бадер отказался и ушел из вооруженных сил, устроившись на бумажную работу в нефтяную компанию, что, если верить фильму, не доставляло ему никакой радости. Тем не менее, он не оставил надежду однажды снова подняться в небо и накануне Второй Мировой войны благодаря протекции армейских друзей получил таки допуск в летную академию. Так началось без преувеличения триумфальное возвращение Дугласа Бадера в ряды военной авиации.

Главную роль в "Достичь небес" исполнил Кеннет Мор, которому на момент съемок было уже за сорок. Ему пришлось играть Бадера на протяжении почти двадцати лет жизни, и, сказать по правде, в начале фильма разница между возрастом актера и персонажа очень бросается в глаза. Зрелый, солидный мужчина никак не может сойти за двадцатилетнего бесшабашного парня. Стоит добавить, что, как водится, создатели картины существенно облагородили характер главного героя. Хоть экранный Дуглас Бадер тоже способен на резкость и бескомпромиссность, в реальности это был куда менее приятный человек, придерживавшийся крайне консервативных, временами даже расистских взглядов.

Манера повествования, используемая в фильме, вообще имеет склонность к чрезмерно обстоятельному мелодраматизму. Например, умильная сцена прощания Бадера с персоналом госпиталя, кажется, будет тянуться бесконечно долго. Разумеется, все трогательные или напряженные эпизоды сопровождаются закадровой музыкой, не оставляющей у зрителя никаких сомнений, что он должен сейчас чувствовать. С другой стороны, военная карьера главного героя показана в "Достичь небес" бегло и отрывисто, что довольно странно для кинобиографии героя войны, разработавшего новаторскую технику воздушного боя. Не обошлось и без досадных технических неточностей, вроде того, что пилоты летают в самолетах с открытой кабиной, не надевая защитных очков.

Я заметил еще одну интересную деталь, которую с трудом могу для себя объяснить. В начале картины мы видим Бадера и его товарищей, возвращающихся в изрядном подпитии в казармы. За это им естественно следует выговор от начальства. Потом на протяжении большей части действия ни главный герой, ни остальные персонажи не пьют ничего кроме чая. И лишь под конец, когда Бадеру поручили возглавить эскадрон канадских летчиков, в сюжете начинает фигурировать пиво. Надо ли это понимать, что в какой-то момент Дуглас Бадер решил завязать с выпивкой, но в итоге его сбили с пути истинного? Или, может, тут имеют место соображения общественной морали, и в годы выхода "Достичь небес" в Британии существовали ограничения на выпивающих киногероев? Как бы то ни было, одно можно сказать определенно, с курение тогда ни у кого проблем не возникало. Поэтому Бадер довольно попыхивает трубкой как в первых эпизодах фильма, так и ближе к его финалу.
Страница фильма на IMDb.

байопик, "малый экран", Великобритания

Previous post Next post
Up