Мои хорошие друзья совсем недавно побывали в Дании, и одним из главных впечатлений от той поездки стало у них, как же всё там дорого! Дороже даже, чем в Москве. Отсюда я сделал вывод, что Дания - страна богатая. Теперь представьте мое разочарование, когда позавчера, придя в "35 мм" на фестиваль датского кино, я обнаружил совершенно пустое фойе. Ни тебе рекламных проспектов, восхваляющих датские красоты, ни бесплатных карт страны, ни тем более дегустаций чего-нибудь с датским колоритом. А ведь, помнится, некоторые кинематографические державы не скупились угощать российских киноманов пивом собственного производства. Отсюда я уже заключил, что датчане - жмоты.
Косвенным образом этот мой вывод подтвердили трое датских граждан, пришедших на сеанс, ибо они купили билеты на дешевые места. Кстати, примечательная была троица - две дамы бальзаковского возраста и мальчик-подросток. Может, это была прогрессивная датская семья?
Теперь о фильме, который я позавчера посмотрел. В оригинале он называется "Дирк" ("Dirch") по имени главного героя Дирка Пассера, прославленного датского комика, скончавшегося в 1980 года в возрасте 54 лет. Для международного проката, однако, авторы картины выбрали менее специфичное название, озаглавив свою работу как "Смешной человек". Кстати, оказалось, что нынешний российский показ фильма, по сути, является его международной премьерой. Во всяком случае, так сказал продюсер "Смешного человека" Майкл Рейкс, приехавший в Москву представить картину нашему зрителю. Вместе с ним Россию посетил также исполнитель одной из центральных ролей Ларс Ранте. К сожалению, ни режиссер Мартин Зандвлиет, ни Николай Ли Каас, сыгравший главного героя, нас визитом не почтили.
Свое выступление господин Рейкс начал с известной цитаты из Джорджа Оруэлла. "Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное. Человек, рассказывающий о себе только хорошее, обычно лжет, потому что любая жизнь при взгляде изнутри есть просто серия поражений". Высказывание, конечно, интересное, но не совсем к месту. "Смешной человек" - фильм биографический, но не автобиографический. В его основе лежит сценарий написанный режиссером в соавторстве со сценаристом Андерсом Фритьофом Августом. Однако легко понять, что имел в виду продюсер. Он, очевидно, хотел подчеркнуть, что Дирк Пассер был фигурой неоднозначной, и, снимая картину, ее авторы стремились эту неоднозначность передать. Ларс Ранте от себя добавил, что фильм рассказывает о дружбе и неспособности сказать "нет", которая часто заставляет людей изменять себя и идти на ненужные жертвы.
Не будет преувеличением сказать, то, как сложилась судьба Пассера, для многих творческих людей является хрустальной мечтой. Он был талантлив, имел грандиозный успех. Фигурально выражаясь, он жил на сцене и на ней же умер, но на сей раз почти в буквальном смысле. Однако не всё в жизни давалось ему слишком легко. На протяжении карьеры Дирк Пассер оставался неуверенным в собственных способностях человеком. Эту внутреннюю неуверенность он сделал частью творческого образа, превратил ее в комическую маску простака-тугодума. В итоге личина так крепко приросла к нему, что попытки Пассера вырваться из рамок комического амплуа оказывались обречены на провал. Публика не воспринимала своего любимца иначе как "шута" и встречала заливистым смехом каждую его реплику, даже когда он играл слабоумного работягу в драме Стейнбека "О мышах и людях".
Личная жизнь Дирка Пассера также была далека от идеальной. Его нельзя было назвать верным супругом. На протяжении жизни он неоднократно женился и разводился. Причем с годами его спутницы становились только моложе. Прибавьте сюда проблемы с алкоголем, явившиеся причиной его ранней кончины, и вы действительно получите крайне неоднозначный портрет, о котором и говорил Майкл Рейкс.
Не сумев реализоваться как драматический актер, Пассер, тем не менее, оставался очень разнообразным в своем творчестве. Он играл в театре, снимался в кино, выступал в эстрадных ревю. Что-то из его номеров походило на выступления Аркадия Райкина, хоть и в более эксцентричной форме. Например, фигурирующая в начале фильма юмореска про людей в лодке по своей задумке соответствует хорошо известной большинству россиян истории о студенте по имени Авас и тупом дóценте. В то же время Пассер работал и в жанре чистой клоунады в духе, например, Олега Попова. На театральной сцене он блистал в постановке "Тетки Чарлея" Брэндона Томаса, по которой у нас был поставлен фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" с Александром Калягиным. Лучшим другом и постоянным сценическим партнером Пассера был Кьельд Петерсен, которого и играет Ларс Ранте. Вместе они поставили множество уморительных номеров, что заставляет вспомнить, например, о Штепселе и Тарапуньке.
Перед Николаем Ли Каасом безусловно стояла нелегкая задача. Ему пришлось играть национального любимца, который к тому же сам был великолепным артистом. Мое мнение, актер справился с ролью превосходно. Думая, его работа достойна многих актерских наград, существующих в Дании, да и вообще в мире. Стоит также отметить работу гримеров, сумевших очень правдоподобно состарить главного героя под конец фильма.
Страница фильма на IMDb.