"Меняющие реальность", реж. Джордж Нолфи

Mar 09, 2011 21:14

           


Уже не в первый раз фильм, снятый по произведению американского писателя-фантаста Филипа Дика, рассматривает тему борьбы человека с предопределенностью своей судьбы. В этом смысле "Меняющие реальность" Джорджа Нолфи идеально встраиваются в ряд, начатый "Особым мнением" Стивена Спилберга и "Часом расплаты" Джона Ву. Однако если мы обратимся к рассказу "Бюро корректировки", легшему в основу картины Нолфи, то увидим, что упомянутая проблематика в нем практически не затрагивается. Дик не углубляется в рассуждения о свободе воле и праве на выбор. Для него больший интерес представляют поведение и чувства человека, неожиданно узнавшего, что мир вокруг не такой, каким кажется. Дебютант в режиссуре Джордж Нолфи, ранее заявивший о себе как сценарист, берет за основу фабулу, присутствующую в оригинальном произведении, но придает ей принципиально иное смысловое наполнение. 

Базовая идея "Меняющих реальность" следующая: то, что в шутку называют "небесной канцелярией", действительно имеет вид колоссального бюрократического аппарата, призванного незаметно для людей следить, чтобы на планете всё было в порядке. Кстати, сам я не видел, но до меня доходили слухи, что в вышедшей на прошлой неделе "Бешеной езде" схожим образом представлен ад. Поправьте меня, если я ошибаюсь. В некотором смысле здесь можно усмотреть модель идеального государства, как ее формулировал Лао Цзы, говоря, что лучший правитель тот, о котором его подданные знают, лишь что он есть. Иными словами, ситуация идеальна, пока люди думают, что всё вокруг идет своим чередом, и не замечают никого вмешательства власти. Когда же невидимый до сих пор правитель обнаружит себя каким-либо способом, сразу начинаются проблемы. В фильме кризис разразился, когда молодой американский политик Дэвид Норрис, сыгранный Мэттом Дэймоном, случайно узнает, что относительно его жизни существует строгий план, который в точности намерены реализовать некие таинственные субъекты в шляпах.

Норрису было не на что особо жаловаться, ведь чужие выкладки уготовили ему будущее президентство. Однако он успел влюбиться в балерину (ее роль исполнила Эмили Блант), для которой места в плане не нашлось. Поэтому Дэвид и решает бросить вызов могущественным вершителям судеб.

Рассказ, главным героем которого являлся не холостой политик, а женатый работник строительной фирмы, был написан Филипом Диком в 1953 году, в самый разгар "холодной войны". Естественно, что главный страх людей той эпохи был, что "холодное" станет "горячим", и между странами социалистического блока, возглавляемого СССР, и капиталистическими государствами под эгидой США разгорится полномасштабный военный конфликт. На недопущение такого развития событий в оригинале и были направлены действия "Бюро корректировки". По нынешним временам угроза, что противостояние супердержав приведет к ядерной войне, не очень актуальна. Куда острее в сознании современного человека стоит проблема ухудшающейся экологической обстановки и охраны окружающей среды. В частности это выражается в озабоченности зависимостью цивилизации от нефти и необходимостью поиска альтернативных источников энергии. Поэтому в фильме поводом для событий служат солнечные батареи, которые персонаж Дэймона в перспективе должен повсеместно внедрить. Для Дика природа, очевидно, была не слишком важна. Об этом можно судить хотя бы потому, что в рассказе первым шагом к общемировой разрядке должна была послужить вырубка участка канадского леса.

Подобная смена акцентов с войны на экологию заметна не только в "Меняющих реальность", но и в других фильмах, являющихся ремейками или экранизациями ранее созданных произведений. В качестве примеров приведу "Хранителей" Зака Снайдер или "День, когда Земля остановилась" Скотта Дерриксона.

Осовременив сюжет, Джордж Нолфи столкнулся с необходимостью изменить и стилистику, в которой работали служащих "Бюро корректировки". Вместо громоздких пылесосообразных агрегатов для выполнения своих обязанностей они стали использовать компактные устройства, внешне напоминающие сканеры. По сравнению с рассказом фильм вообще сместился в сторону большего реализма, насколько уместно сказать подобное о фантастическом произведении. Во всяком случае, в "Меняющих реальность" обошлось без говорящих собак. У "Мастера ключей" из второй "Матрицы" Нолфи позаимствовал способ, каким сотрудники Бюро перемещаются в пространстве. Также режиссеру пришлось придумать, как сделать их не такими всесильными, ведь для Норриса нужно было создать возможность бороться за свою любовь.

Итогом режиссерских усилий стала динамичная фантастическая мелодрама, позволяющая не только получить удовольствие от похода в кино, но и дающая повод, вернувшись домой, поразмыслить над философскими проблемами.

Страница фильма на IMDb.

Мэтт Дэймон, "большой экран", Теренс Стамп, мелодрама, триллер, Эмили Блант, фантастика

Previous post Next post
Up