"Орел Девятого легиона", реж. Кевин Макдональд

Feb 13, 2011 09:26

           


"Орел Девятого легиона" Кевина Макдональда - кино, мужское по своей сути. Причем, это не одна из "бромеди", комедий о мужской дружбе, расплодившихся в последнее время сверх всякой меры. Это чуждый ерничанью фильм об истинном товариществе, воинской доблести и верности данному слову. Герои на протяжении всего действия хранят серьезность. Лишь в самом финале, преодолев все преграды и достигнув заветной цели, они позволяют себе непринужденно рассмеяться, но тоже очень по-мужски. В "Орле Девятого легиона" даже нет романтической сюжетной линии. Более того, там полностью отсутствуют хоть сколько-нибудь важные женские персонажи. Женщины, если и появляются в кадре, то лишь в эпизодах и служат живой декорацией, на фоне которой мужчины творят свои мужские дела.

Попав в российский прокат, фильм, в оригинале называющийся просто "Орел" (The Eagle), получил новое, расширенное заглавие, точно такое же, какое было у книги Розмари Сатклифф, сюжет которой лег в основу сценария, написанного Джереми Броком. История рассказывает о молодом центурионе Марке Флавии Аквиле (Ченнинг Татум), который добровольно отправился в Британию, чтобы командовать гарнизоном на дальней границе Римской Империи. Целью такого странного, по мнению многих, выбора было не только желание покрыть себя воинской славой в сражениях с дикими кельтскими племенами, но и стремление выяснить судьбу отца, двадцать лет назад сгинувшего в британских лесах вместе со своим Девятым легионом. В поисках правды Марку станет помогать раб по имени Эска (Джейми Белл) родом из племени бригантов.

Можно легко отыскать параллели между "Орлом Девятого легиона" и "Центурионом" Нила Маршалла, выходившим на экраны в прошлом году. Оба фильма, например, начинаются с атаки британцев на римский гарнизон. В обоих случаях в сюжете присутствует преследование аборигенами сбежавших от них римлян. Отличие двух картин, во-первых, в визуальных решениях, к которым прибегают режиссеры. Там, где у Маршалла кровь хлещет фонтами, а отрубленные конечности дюжинами летят во все стороны, Макдональд проявляет всю возможную сдержанность, обычно отводя камеру и не давая зрителю увидеть наиболее отъявленные жестокости. Во-вторых, замечу, что Маршалл в целом встает на сторону коренных племен, населявших Британию, а вот симпатии Макдональда, несмотря ни на что, остаются на стороне римских легионеров. Да, конечно, римляне были завоевателями, отобравшими у бриттов их исконные земли, убивавшие их сыновей, насиловавшие их дочерей. Но, тем не менее, на своих копьях они несли свет цивилизации. В этом смысле, "Орел Девятого легиона" можно рассматривать как антитезу "Аватару" Джеймса Кэмерона.

Уверен найдутся толкователи, которые, посмотрев фильм, начнут проводить параллели между Римской Империей и нацистским Третьим Рейхом. Основания для подобных аналогий чисто формальные. Например, и в том, и в другом случае государственным символом был орел. Однако нужно помнить, что происхождение данной геральдической фигуры на германском гербе напрямую восходит к временам Древнего Рима. Практически то же самое можно сказать и о нацистском салюте, вскидывании вверх прямой руки в знак приветствия. В фильме подобным образом приветствуют друг друга легионеры. Этот своеобразный жест вообще-то изначально назывался "римским салютом", хоть в действительности и не существует подтверждений, что граждане Рима его использовали.

С приветствием связан также еще один примечательный момент "Орла Девятого легиона". В начале картины мы увидим, как римляне обмениваются характерным рукопожатием, обхватывая друг друга за предплечье. Дальше по ходу сюжета, когда герои углубятся в земли бриттов, Эска обменяется точно таким же рукопожатием со встреченным им аборигеном. Странно было бы допустить, что представители совершенно разных культур в сходных ситуациях использовали бы один и тот же жест. А это уже подводит нас вплотную к вопросу об исторической достоверности показанных в картине событий.

Прежде всего, нужно отметить, что сейчас версия о гибели Девятого легиона в лесах Британии отошла на задний план, так как имеются свидетельства об его активности в более позднее время и в совершенно другой местности. Если легион и был уничтожен, то, скорее всего, на Ближнем Востоке уже после 120 года н.э. Однако оставим эту тему. В конце концов, фильм является экранизацией художественного произведения. Другое дело то, как на экране выглядят кельтские племена. Нелишне будет напомнить, что первым художественным фильмом Кевина Макдональда был "Последний король Шотландии", рассказывавший об угандийском диктаторе Иди Амине. Теперь режиссер умудрился и из настоящей Шотландии сделать Африку. По британским лесам бродят полуголые татуированные кочевники, нападая на неосторожных путников. В шотландских предгорьях обитают племена пиктов с ног до головы измазанных белой глиной и с ирокезами на голове, так что в памяти они вызывают каких-нибудь воинов масаи. Что уж говорить о прямо-таки африканских обрядах инициации с безумными плясками у костра. Макдональд явно хватает здесь через край, стремясь сделать свою картину более зрелищной.

Страница фильма на IMDb.

Кевин Макдональд, Джейми Белл, "большой экран", приключения, Ченнинг Татум, триллер, Великобритания

Previous post Next post
Up