"Чрево", реж. Бенедек Флигауф

Jan 24, 2011 22:08

           


Зайдя сегодня в книжный магазин и полистав имеющиеся там издания, посвященные детскому воспитанию, вы, наверняка, наткнетесь на главу или, может быть, даже целую книгу, озаглавленную примерно так - "как сказать ребенку, что его усыновили". В недалеком будущем, согласно венгерскому режиссеру Бенедеку Флигауфу, эта проблема уступит место другой - как сказать ребенку, что он клон. Данную тему, помимо прочих, затрагивает новая картина венгра, получившая название "Чрево" ("Womb"). В прошлом году фильм демонстрировался в рамках конкурсной программы кинофестиваля в Локарно. В январе года нынешнего "Чрево" вышло в ограниченный российский прокат.

Юная Ребекка познакомилась с ровесником Томми, когда гостила у своего дедушки, жившего на самом берегу океана. Ребята быстро поладили, но вскоре мама девочки увезла ее в Японию, и детская дружба вынужденно прервалась на многие годы. Повзрослев и окончив университет, Ребекка (Ева Грин) вернулась на родину и отыскала Томми (Мэтт Смит), но лишь для того, чтобы снова его потерять. Через несколько дней после повторной встречи парень случайно погиб под колесами автомобиля. Ребекка, успевшая за короткое время полюбить Томми, принимает смелое решение воспользоваться новейшими биотехнологиями, чтобы клонировать, выносить в своем чреве, родить, а затем вырастить и воспитать несостоявшегося мужа.  

Процесс клонирования в трактовке Флигауфа лишен метафизических коннотаций. Ни о каком переселении душ речи в "Чреве" не идет. Новый Томми растет совершенно обычным ребенком, даже не подозревая о своей истинной природе. В определенном смысле функцию воспоминаний о прошлой жизни берут на себя окружающие мальчика люди. Ребекка, хотя и не переходит запретную черту, смотрит на него именно как на точную копию прежнего Томми. Однако не только в Ребекке тут дело. Фильм включает в себя несколько эпизодов, позволяющих понять, как общество ближайшего будущего может относиться к клонам. Дети судачат, что у человеческих копий особый искусственный запах. Их родители объявляют бойкот семьям, в которых есть клонированные дети. Всё это в совокупности создает атмосферу, в которой клоны не рассматриваются как самостоятельные личности. А это уже приводит к проблеме самоидентификации, с которой столкнулся Томми, когда, наконец, узнал историю своего появления на свет.

Видимо, в будущем ученые достигнут прогресса не только в репродуктивном клонировании, но и в прочих сферах медицины. Иначе не объяснишь, почему героиня Евы Грин практически не меняется внешне на протяжении более двадцати лет жизни. Этот нехитрый художественный прием, с одной стороны, позволяет придать дополнительную остроту отношениям матери и сына, а, с другой, в финале оставляет возможность для двойственного толкования пролога картины.

Интересно отметить, насколько различны характеры главных героев. Можно, пожалуй, сказать, что во многом они противоположны традиционным представлениям о мужских и женских гендерных ролях. Ребекка изображена рациональной мыслящей, уверенной в себе и сдержанной в проявлении эмоций женщиной. По профессии она математик и занимается разработкой программного обеспечения для эхолокаторов, выявляющих трещины в резервуарах нефтехранилищ. Стоит еще добавить, что принятое ею решение о клонировании находит понимание именно у отца Томми, но не у его матери. В свою очередь, Томас - импульсивная и увлекающаяся натура. Иногда даже начинаешь сомневаться в его психическом здоровье. Что у первого, что у второго Томми всегда было полно самых разных идей. Первый Томми вдобавок являлся активистом радикального экологического движения и перед гибелью планировал акцию устрашения против нового развлекательного центра. С этой целью он разводил дома полчища огромных, черных тараканов.

Как говорится, противоположности притягиваются. Вероятно, к этой избитой истине апеллирует режиссер, объясняя силу чувств Ребекки к Томасу, подвигнувших ее совершить свой поступок. Вот только, не случись той автокатастрофы, удалось бы героям выстроить длительные отношения? На данный счет у меня есть сомнения. Скорее всего, произошедшая трагедия помогла Ребекке на двадцать лет продлить роман, который в иной ситуации иссяк бы намного быстрее.

Страница фильма на IMDb.

Ева Грин, "большой экран", драма, фантастика

Previous post Next post
Up