Безусловно, выдвижение "Туриста" на "Золотой глобус" в трёх номинациях как лучшая комедия или мюзикл дает весомый повод усомниться в адекватности организаторов этой кинонаграды. Однако дело здесь не в том, что фильм получился абсолютно никчемный и не достоен никаких поощрений. Просто отнести эту картину к одному из заявленных жанров можно, лишь если сильно напрячь воображение. Согласитесь, не считать же "Туриста" мюзиклом только на том основании, что в нем есть сцена, где главные герои танцуют медленный танец на роскошном балу для привилегированных персон?! Что касается комедийной составляющей, то в большинстве современных фильмов есть один-два эпизода, во время которых зритель способен изобразить на лице кривую улыбку. Такие фрагменты наличествуют и в "Туристе". Забавно, например, наблюдать, как Джонни Депп босой и в пижаме убегает от фактурных восточноевропейских братков по черепичным крышам. А еще рассмешить может то, как итальянские портье, официанты и полицейские пренебрежительно отзываются о несносных приезжих из Америки. И что же получается? У нас теперь всё комедия?!
На самом деле в жанровом плане "Турист" представляет собой тягучую (несмотря на сравнительно небольшой хронометраж) мелодраму, упакованную в формат криминального триллера, в которой красивые люди в красивых интерьерах томно страдают от невозможности быть с любимым и в то же время с опаской ждут новой встречи, ведь после долгой разлуки чувства могут оказаться совсем не такими сильными, как раньше. Попутно им также удается водить за нос полицию и мафию.
Завязка сюжета прекрасно описывается поговоркой "вор у вора дубинку украл". Жил да был в Великобритании алчный и жестокий делец Реджинальд Шо (Стивен Беркофф), больше всего на свете любивший деньги. Приближенным этого опасного человека был некто по имени Александр Пирс, который однажды крупно ограбил своего босса и пустился с прикарманенными деньгами в бега. Украл мошенник не миллион, и не десять, и даже не сто, а ни много ни мало полтора миллиарда евро, или в пересчете на британские фунты около семисот пятидесяти миллионов. Разумеется, Шо был в ярости. Только вот покарать Пирса за предательство он не смог, так как тот словно сквозь землю провалился.
Об исчезнувших миллионах по своим каналам узнали и в полиции Соединенного Королевства. Шо был сильно не чист на руку, поэтому похищенные деньги не были нигде официально учтены, и налоги с них никто не платил. Вот служителям закона и захотелось добавить их в казну Её Величества. Вести дело и искать Пирса поручили инспектору Эйксону (Пол Беттани). Однако он тоже потерпел неудачу, чем вызвал неудовольство своего начальника старшего инспектора Джонса (Тимоти Далтон). Единственной ниточкой, ведущей к скрывающемуся мошеннику, оставалась Элис Клифтон-Уорд (Анджелина Джоли), женщина, которую он любил. Полицейские установили за ней постоянную слежку в надежде, что когда-нибудь она выведет их на след Пирса.
Этот расчет оправдался. Спустя два года Элис, жившая в Париже, получила письмо, в котором возлюбленный просил ее сесть на поезд до Венеции, найти среди пассажиров мужчину, похожего на него по росту и комплекции, и убедить всех, что этот случайный попутчик и есть Александр Пирс. Женщина в точности последовала полученным инструкциям. Ее выбор пал на американца Фрэнка Тупело (Джонни Депп), учителя математики из Вайоминга, который в Европе проводил отпуск. Впрочем, полицейские быстро поняли, что их пытаются сбить с толку. Зато Реджинальд Шо, который не оставил попыток найти Пирса, попался на удочку и решил, что неизвестный, с которым Элис ехала в поезде, а потом целовалась на балконе дорогого венецианского отеля, и есть и его враг, до неузнаваемости изменивший внешность. Жизнь Фрэнка оказывается в опасности, и Элис, проникаясь к нему всё большей симпатией, уже не так уверена, что ей любой ценой хочется вернуться к Александру.
Несколько слов о режиссере. Им стал немец Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. "Турист" - всего лишь вторая его полнометражная работа. Первой же была прославленная "Жизнь других", получившая несколько лет назад "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. В обоих случаях Хенкель фон Доннерсмарк выступил также и как автор сценария к своим картинам. Вероятно, именно европейское происхождение режиссера обусловило его подход к съемкам "Туриста". Возьмись за это дело голливудский специалист, мы бы, наверное, увидели более смешливое и более динамичное кино. А так на весь фильм имеем только две полноценные сцены погони, первая из которых (упомянутый ранее пробег по крышам) возникает только в его середине. Главные герои "Туриста" редко когда куда-то торопятся. Действия полиции, в свою очередь, ограничиваются в основном слежкой за преступниками и их сообщниками. Режиссер делает ставку не на движение, а на статичный драматизм, который особенно ярко проявляется в напряженном финале, удерживающем внимание зрителей, хоть персонажи в нем практически и не двигаются.
Cтраница фильма на IMDb.