"Трон: Наследие", реж. Джозеф Косински

Dec 23, 2010 21:03

           


Как и многие другие в настоящий момент, я занимаюсь составлением собственных списков лучших и худших фильмов уходящего года. Разумеется, мне не хотелось выносить окончательных суждений, не увидев "Трон: Наследие", поскольку предварительно я чувствовал в фильме потенциал оказаться как в первом, так и во втором из моих перечней. В итоге спешу сообщить, что данная картина не попала у меня ни туда, ни сюда. С одной стороны, я не могу сказать, что сиквел "Трона" 1982 года везде непроходимо глуп, хотя реплика "я воюю за пользователей!", безусловно, достойна войти в анналы самых идиотских фраз кинематографа. С другой, в этом году я видел кино, впечатлившее меня куда сильнее.

Главным достоинством картины, очевидно, является ее минималистичное визуальное решение. Виртуальная реальность показана графичным темным миром из стекла и стали, расцвеченным яркими неоновыми всполохами - белыми, желтыми, красными. Эти краски имеют в фильме и символическое значение: добро отмечено белым цветом, а зло - красным, самый же главный злодей выделяется на общем фоне желтыми линиями на одежде. Знаю человека, кто усмотрит здесь намек на расовую проблематику: белая раса, европейцы и американцы, это хорошо, а желтая раса, китайцы, плохо.

Однако даже если не пытаться ловить черную кошку в темной комнате, приходится признать, что идейный посыл нового "Трона" в той же мере минималистичен, что и его визуальное воплощение. Сначала авторы картины бросают камень в огород цифровых корпораций, которые заставляют пользователей платить на новые версии программного обеспечения, в которые по сравнению со старыми внесены лишь косметические изменения. Кинематографисты открытым текстом говорят, что нужно позволить людям бесплатно скачивать нужные программы. После этого хочется задать вопрос: а как насчет кино, господа представители "Уолт Дисней Пикчерз"? Нужно ли дать людям право бесплатно скачивать еще и фильмы?

Так или иначе, корпоративная тематика быстро заканчивается, и фильм встает на старые добрые рельсы антитоталитаризма. Тот, кто стремится построить идеальную систему, непременно уничтожает инакомыслящих, проводит этнические чистки и вооружает армию, планируя завоевать мир. Опять намек на китайцев? Религиозный посыл, который был силен в первом "Троне", в сиквеле тоже присутствует, но в значительно меньшей степени.

В сюжете второго "Трона" видны отголоски самых разных фильмов, выходивших в самое разное время. Разумеется, больше всего тут "Матрицы". Правда, нужно понимать, что оригинальная картина во многом предвосхитила идеи, воплощенные на экране братьями Вачовски. Тем не менее, с некоторых пор любое кино, в котором компьютерные программы выглядят и ведут себя, как обычные люди, вызывает вполне однозначные ассоциации. Поэтому не удивлюсь, если узнаю, что авторы сиквела работали с оглядкой именно на "матричную" трилогию, а не на первый "Трон".

Также заметно сильное влияние "Звездных войн", как новых, так старых. Оно чувствуется и в гонках на выживание, и в облике армии, собранной для вторжения в реальный мир, и в фразе "Сэм, я НЕ твой отец", и даже в том, что персонажи в качестве оружия иногда используют светящиеся дубинки, до боли напоминающие пресловутые световые мечи. В свою очередь, в костюмах и интерьерах можно усмотреть нечто похожее на кубриковскую "Космическую Одиссею". Ну а начало картины с внезапной потерей отца и гонкой на мотоцикле вызывает в памяти недавний "Звездный путь".

Вполне ожидаемо, история, рассказанная в "Трон: Наследие", местами сильно провисает. С какой целью всё-таки было отправлено сообщение на пейджер? Кого именно планировалось завлечь в Систему? И вообще что говорилось в том сообщении, содержание которого никто из персонажей так и не удосужился озвучить? Присутствие в сюжете "изоморфов" вызывает не меньше вопросов. Где и как они зародились? Почему они появились только один раз, а не продолжали возникать и впредь? Чем они, собственно, отличались от обычных программ? И разве вообще нельзя было обойтись в фильме без них? Ведь, в конце концов, их сюжетная функция свелась лишь к тому, чтобы стать поводом для раздора между Флинном и Клу.

Как вы поняли, новый "Трон" вызывает много сомнений. Однако, повторюсь, фильм получился очень зрелищным и красивым. Стоит отметить и электронную музыку, написанную для картины группой "Daft Punk". Поэтому если не сильно напрягать разум, от просмотра можно получить удовольствие. Отдельно хочется сказать вот о чем. Перед началом сеанса в кинотеатрах показывают красочный социальный ролик с призывом носить на одежде светоотражающие элементы. Надеюсь, картина действительно подвигнет людей сделать это, и тогда ситуация с дорожным травматизмом в России хоть немного да улучшится.

страница фильма на IMDb

"большой экран", Майкл Шин, Джефф Бриджес, Оливия Уайлд, фантастика

Previous post Next post
Up