Вчера, в первый день больших выходных, решил устроить себе день киномана и побывал сразу на трех сеансах, перемежая их хождением по магазинам и перекусами в кафе.
Первым, что я посмотрел вчера, стало "Турне" Матье Амальрика. Что тут скажешь? Каннский приз за режиссуру вполне заслужен. Тётки - классные. Кстати, для меня стало откровением, что среди тёток затесался один дядька, и речь тут не об импресарио, которого играет Амальрик. Почему-то все рецензенты, которых я читал, умолчали, что труппа, представления которой являли собой театрализованный стриптиз, состояла из пяти исполнительниц и одного исполнителя, выступавшего под творческим псевдонимом Роки Рулетка. Меня порадовало, что фильм закончился совсем не так, как я это себе представлял. Это тот случай, когда ошибаться - приятно.
Вторым посещенным вчера сеансом был анимационный "Носферату" Владимира Мариничева. Фильм служит показательным примером того, что и в компьютерной анимации возможен примитивизм. Иными словами, есть технические средства, есть жанры искусства, и первое со вторым коррелирует очень слабо. Посмотрите коллекцию пиксаровских короткометражек. По ней очень легко наблюдать совершенствование компьютерной графики. "Носферату" в техническом плане проще, чем "Приключения Андре и Уолли Б.", созданные в 1984 году. А вот если говорить о сюжете, то тут , наоборот, Мариничев демонстрирует свою осведомленность о новейших кинотенденциях. Постмодернизм диктует моду на смешение эпох. Поэтому рубеж XIX и XX веков кажется современным кинематографистам таким притягательным. То, что сейчас мы воспринимаем как данность, например, автомобили, тогда еще вопринималось как острие технического прогресса, и люди прекрасно знали, что ездить можно и в экипажах, запряженных лошадьми. Поэтому у Мариничева в фильме Дракула отправляется в Лондон на борту первого грузового самолета, а летит он туда, чтобы свершить месть, взорвав первый в Англии химический завод.
Наконец, третьим фильмом, посмотренным в четверг, стали "Мальчики-налетчики" Джона Люссенхопа. Сюжет повествует о дерзкой банде, грабящей банки и инкассаторские машины. Поэтому очень трудно не начать сравнивать этот фильм и "Город воров" Бена Аффлека. В определенном смысле данные картины противоположны друг другу. У Аффлека грабители - классические гопники, живущие в неблагополучном рабочем пригороде, с ворохом проблем, тянущихся из неблагополучного детства. На их фоне показанные в фильме федеральные агенты представляют собой эталон стиля, респектабельности и социальной адаптации. У Люссенхопа всё ровно наоборот. Полицейские - это простые непритязательные работяги, вынужденные вкалывать на опаснейшей работе, чтобы оплатить закладную на дом и лечение сына. Преступники же - это "гламурные падонки", водят дорогие авто, живут в фешенебельных апартаментах, одеваются в ультрамодных магазинах. Разумеется, у них тоже есть личные проблемы, но эти трудности определенно не играют решающей роли в их жизнях. Вот такое кино, классический пример романтизации преступного мира, против которой бессилен даже жесткий финал. Впрочем, у фильмов Аффлека, и Люссенхопа можно найти и общие черты. Например, то, как авторы оправдывают своих героев. Оказывается, "хорошим" можно считаться, пока ты никого не убил.
Преступление...
...и наказание