об искусстве написания социологических пресс-релизов

Oct 09, 2010 08:18


Еще два дня назад собирался пометать молнии по этому поводу, но, возвращаясь с "Амфеста" вечером в четверг и пятницу, пребывал в устало-благодушном настроении. Поэтому каждый раз решал отложить гневную риторику на потом.

Ну почему самые респектабельные социологические центры в России ведут себя как последние политические проститутки, изо всех сил заискиваясь перед властью? Несколько недель назад Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) в рамках своего омнибуса озаботился вопросом восприятия российскими гражданами демократии и демократических ценностей. Тут надо заметить, что ФОМовский омнибус - это, конечно, чистой воды "детский сад", и анализировать сколько-нибудь сложные социальные явления с его помощью не стоило бы. Однако не об этом сейчас речь. Проблемой было то, как выглядел отчет по данному исследованию. После каждой диаграммы, иллюстрирующей ответы респондентов на конкретный вопрос, приводилась цитата по тому же поводу из выступления Дмитрия Медведева на прошедшем накануне политическом форуме в Ярославле. Создавалось полное впечатление, что исследователи не просто опрашивали людей, интересуясь их мнением, но устраивали им тест на правильное понимание демократических ценностей. Очевидно, президент в такой ситуации представал этаким эталоном демократичности, коль скоро он у нас гарант Конституции, а в ней сказано, что "Россия есть демократическое федеративное правовое государство".

Вот как это выглядело. Вопрос: Как Вы понимаете слово "демократия"? Ответы респондентов были сгруппированы следующим образом: демократические права и свободы - 43%; народовластие, участие народа в управление страны - 13%; коррупция, вседозволенность властей - 4%; анархия, преступность, отсутствие законности и порядка - 3%; главенство закона, порядок, дисциплина - 3% и т.д. "Эталонный" же ответ, принадлежащий главе государства, звучал так: "Мы понимаем, демократия - это не только свобода высказывать свои суждения, свобода принимать решения о том, кому отдать голос при выборах. Но это и внутреннее чувство ответственности, которое каждый человек должен испытывать за себя, за своих близких, за свою страну".

На этой неделе приключилась другая история, на сей раз касающаяся Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В среду данное учреждение опубликовало на своем сайте пресс-релиз об отношении россиян к скоропостижной отставке Юрий Лужкова. Отчет содержал информацию о том, как воспринимается это событие москвичами. Выходило, что 39% жителей столицы решение президента отставить мэра не одобряли. В пользу данного решения высказывались 34% москвичей. Остальные пребывали в растерянности. А вот при ответе на вопрос, действительно ли Москве сейчас нужен новый мэр, за то, чтобы Лужков оставался бы на своем прежнем посту, "проголосовала" почти половина москвичей (49%). Замечу также, что за пределами столицы уход Лужкова воспринимался однозначно положительно. В поддержку решения президента высказывались более двух третей населения прочих российских регионов.

Что же произошло вскоре после публикации данного пресс-релиза? Его полностью переписали, удалив всякое упоминание о мнение москвичей, словно бы отставка Лужкова их особенно и не касается. Если вы сейчас зайдете на сайт ВЦИОМа, то обнаружите информацию, как данное событие оценивается людьми разных возрастов и разных политических пристрастий. Голоса москвичей растворились в общей массе, и больше никаких разногласий в стране не наблюдается. Возникает устойчивое ощущение, что подавляющее большинство россиян на стороне президента. Впрочем, если порыться в новостях, можно обнаружить следы того первого пресс-релиза, который так поспешно был изъят с ВЦИОМовского сайта.

Позавчера ФОМ в новом выпуске омнибуса тоже затронул лужковскую тему, и, очевидно, этот отчет никто переделывать не станет. Согласно обнародованным данным, 52% москвичей относятся к отставке Лужкова положительно, вдвое меньше (26%) - отрицательно. 

новость, интернет, политика, социология

Previous post Next post
Up