"Край" Алексея Учителя оказался уже третьим фильмом в этом году (после "Попа" Владимира Хотиненко и "Одной войны" Веры Глаголевой), затрагивающим тему "коллаборационизма": вольного или невольного сотрудничества советских граждан с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Отличие "Края" от двух упомянутых картин заключено в отношении режиссера к данной теме. То, что для Хотиненко и Глаголевой стало смысловой основой сюжета, главной движущей силой разворачивающегося на экране конфликта, для Учителя всего лишь фон, на котором происходят любовные терзания героев.
1945 год. Сибирь. В поселок с символичным названием Край, обитатели которого сплошь выходцы с оккупированных немцами территорий, приезжает фронтовик Игнат (Владимир Машков), суровый мужчина с единственной страстью в жизни. Он машинист до мозга костей. Паровозы для него - смысл существования. Когда-то Игнат управлял самым быстрым локомотивом, называвшимся "Иосиф Сталин", и даже установил на нем рекорд скорости. Однако та гонка со временем закончилась аварией, после которой Игната разжаловали из машинистов.
Но разве могут властные запреты встать на пути человека, не мыслящего себя без железной дороги?! Прибыв в Край, где из власти только начальник станции Фомич (Алексей Горбунов), Игнат фактически сам себя назначает машинистом единственного местного паровоза. Его прежний "хозяин" Степан (Вячеслав Крикунов) остается не у дел, а вскоре его ожидает и еще один удар: Игнат уведет у него женщину, Софью (Юлия Пересильд), сосланную в Сибирь за то, что родила от немца сына.
Впрочем, удачи Игната быстро заканчиваются. Он опять устраивает гонку по железной дороге, опять это оборачивается аварией, и опять его лишают права быть машинистом. От ушлого местного жителя Вовки (Александр Баширов) Игнат узнает, что поблизости есть еще один паровоз, бесхозный, застрявший на другом берегу реки, когда паводком разрушило перекинутый через нее мост. Опальный машинист оправляется в тайгу на поиски и находит там не только поросшую мхом машину, но и девушку-немку (Аньорка Штрехель), проведшую в лесу четыре года и даже не знавшую, что между СССР и Германией была война. Доставив находки в Край, Игнат вскоре оказывается перед выбором сохранить ли верность Софье или поддаться неожиданно возникшему чувству к Эльзе.
Ритм повествования в "Крае" весьма неравномерен. В одних сценах Алексей Учитель опускает логические переходы, показывая только начало и конец событий. Вот Эльза падает в воду и зовет Игната на помощь, а в следующий момент мы уже видим ее греющейся у костра. Сама ли выбралась, Игнат ли помог, остается неизвестным. В других эпизодах подобного схематизма почти не видно. Например, в сцене восстановления разрушенного моста режиссер обстоятельно демонстрирует, и как Игнат с Эльзой тянут рельсы через провал, и как потом устанавливают под рельсы подпорки из бревен, и как укрепляют основание подпорок камнями. В фильме находится место и для многозначительных интермедий, слабо увязанных с основной сюжетной линией. Периодически в кадре появляется медведь (какая ж Сибирь без медведя!), который то сидит и смотрит на проходящий поезд, то бродит ночью по поселку, а то в виде содранной шкуры висит спереди паровоза.
Стремясь сделать кино, интересное, по его собственным словам, зрителям самых разных возрастов, режиссер наполняет историческую драму абсолютно водевильными интонациями. Персонажи "Края" регулярно употребляют самогон, мутную, белесую жидкостью, бутыли с которой выглядят точь-в-точь, как в комических скетчах "Деревни дураков" из телепрограммы "Каламбур". Оплеухи и зуботычины, что Игнат раздает направо и налево, не столько подчеркивают брутальность его характера и суровость послевоенных нравов, сколько вызывают в памяти гэги из старых голливудских комедий. Обращает внимание также, что многие герои фильма имеют весьма характерный говор: Фомич окает, Вовка шепелявит, машинист-армянин с соседней станции картавит. Прибавьте сюда, как обычно, хрипатого Сергея Гармаша, который играет майора НКВД, присланного в Край навести порядок. Для полного комплекта не хватает только, чтобы мастер-литовец заговорил с узнаваемым прибалтийским прононсом. Однако он у Учителя изъясняется на чистом русском, временами переходя на чистый немецкий.
Одним из достоинств "Края", наряду с музыкой ирландца Дэвида Холмса и удачными актерскими работами Вячеслава Крикунова, Александра Баширова, Аньорки Штрехель, служит то, что авторы фильма воздерживаются от вынесения окончательных оценок его героям. В картине нет однозначно отрицательных персонажей, как нет и однозначно положительных. В какой-то момент начинаешь думать, что зло в фильме представлено в коллективной виде, и им являются все обитатели Края, вымещающие злобу на Эльзе, не желающие замечать, что немка такая же страдалица, как и они сами. Потом, когда на экране возникнет персонаж Гармаша, бессмысленно жестокий, ненавидящий "врагов народа", покажется, что вот он и есть настоящий злодей. Однако в обоих случаях эти выводы будут поспешными. Как бы ни были омерзительны отдельные персонажи, каждому найдется повод для сочувствия. Ведь все они, выражаясь словами Игната, "контуженные" войной и советской действительностью, "а убогих у нас не трогают".
подробности о фильме смотри
здесь