"Океаны", реж. Жак Перрен, Жак Клузо

Sep 14, 2010 22:26

           


"Океаны", новый документальный фильм Жака Перрена и Жака Клузо, - кино в той же мере поверхностное, в какой настоящие океаны глубоки. Парадоксально, но его преподносят как некое откровение, хоть в нем буквально нет ничего нового. Всё, что показывают Перрен и Клузо безусловно очень красиво, но вы видели это уже не один десяток раз, если, конечно, любите смотреть документальные фильмы, рассказывающие о жизни морей, "Одиссею команды Кусто", например. Сколько раз уже показывали, как мурена высовывает голову из норы, как косяки рыб в мгновение ока меняют форму, или как только что народившиеся черепашата ползут к воде, а с неба их атакуют пернатые "истребители".

Подготовка к созданию фильма заняла четыре года. Примерно столько же авторы потратили и на натурные съемки. За такое долгое время можно было отснять столько материала, что надергать из него удачных кадров и смонтировать их в фильм - вопрос терпения и усидчивости. Или вы действительно верите, что когда на экране показывают кита, поднимающегося к поверхности, а потом кита, выпрыгивающего из воды, вы видите одно и то же животное? Уверен, при желании Перрен и Клузо способны, не выходя больше в море, заполонить экраны сиквелами своего нынешнего творения.

С другой стороны, длительная работа над картиной в итоге вышла ей боком. "Океаны" не смогли подстроиться под моду на трехмерный формат, и в этом смысле существенно проигрывают по эффектности "Живому океану 3D" и "Тайнам подводного мира 3D", идущим сейчас в IMAX.

В познавательном плане "Океаны" совершенно невразумительны. На протяжении всего действия авторы ни разу не удосужатся сказать, что за дивное создание они сейчас демонстрируют. Не станут называть даже, в какой именно точке земного шара оно обитает. Уверен, если вы пойдете смотреть фильм с маленьким ребенком, он замучает вас вопросами "а кто это? а кто это?". И что вы ему ответите? Вы же забыли уроки биологии в тот самый момент, как только у вас в руках оказался аттестат об окончании школы.

Перрен и Клузо, очевидно, видят свою функцию не в образовании, а в просвещении, или, если уж говорить совсем прямо, в пропаганде. "Океаны" являются визуально эффектной экологической агиткой. Хорошо еще, что не креационистской. В России тэглайном картины стали слова "великое зрелище от великого Создателя". Однако те, кто пойдет в кинотеатры в надежде увидеть свидетельства божественного творения, вероятно, будут разочарованы. О боге в "Океанах" речи не идет, зато несколько раз упоминается эволюция.

Красоты подводного мира из "Океанов" служат той же самой цели, что и неземные пейзажи Пандоры в "Аватаре": на фоне их великолепия людская жестокость и глупость становятся еще отчетливее и гаже. Впрочем, только этим манипулятивность фильма Перрена и Клузо не ограничивается. В нем, к примеру, есть несколько сцен охоты морских обитателей, и все они абсолютно бескровны. Вода окрашивается красным лишь в эпизодах, демонстрирующих рыбный промысел человека. Кстати, эти кадры являются всего лишь реконструкцией, как будет заявлено в конце фильма. Ни одно животное специально для съемок не пострадало. Но облегчения данная информация не приносит,  только усиливает ощущение, что тобой манипулируют, хоть и с благими целями.

подробности о фильме смотри здесь

документальное кино, "малый экран", Франция

Previous post Next post
Up