Случалось ли вам, придя в магазин и купив что-то действительно нужное, получить в нагрузку еще и какую-нибудь абсолютно бесполезную для вас вещь? Наверняка, случалось. Этот маркетинговый прием называется «два по цене одного». Таким способом продавцы избавляются от товара, который иначе им ни за что не сбыть.
Аналогичная ситуация складывается и вокруг «Железнодорожного романа» Клода Лелуша. Подобно опытному торговцу, режиссер продает нам фильм, состоящий как бы из двух частей. Первая из них представляет собой полноценную короткометражку и рассказывает историю Югетт (Одри Дана), не первой свежести парикмахерши, и ее случайного попутчика Пьера (Доминик Пиньон), согласившегося на 24 часа сыграть роль жениха своей новой знакомой. При должной сноровке, которая у Лелуша, безусловно, имеется, подобную сюжетную коллизию легко можно было растянуть и до полного метра. Вышло бы нечто вроде «Будьте моим мужем» с детективным уклоном, ведь некоторое время нам не ясно, кто этот самодеятельный актер: затюканный жизнью учитель, литературный негр известной романистки или сбежавший из тюрьмы маньяк-педофил.
Однако не таков наш французский классик. Ему мало снять еще одну комедию положений. Фактически первая часть «Романа» - лишь растянутый на полфильма пролог. Более того, это искусно расставленная психологическая ловушка, в которую должен попасть неопытный зритель. Посудите сами. Сначала вы подозреваете героя во всех смертных грехах. Потом, когда выясняется, что ваши страхи были беспочвенны, чувствуете облегчение и проникаетесь к нему сочувствием. В некотором смысле вы даже испытываете вину перед этим неказистым мужичонкой. Ваши симпатии только усиливаются, когда вы видите, как эксплуатирует своего негра коварная писательница. Он при ней, словно грустный и усталый гном при молодящейся ведьме. Очевидно, в финале во время поцелуя Пьера и Югетт, вы должны пребывать в экстазе оттого, что всё так славно устроилось.
С другой стороны, из многочисленных криминальных сериалов нам известно, что маньяки лишь в исключительных случаях меняют типаж своих жертв. Поэтому, как бы режиссер ни старался напустить туману, трудно поверить, что Югетт могла хоть чем-то заинтересовать педофила. В какой-то момент я даже предположил, что преступник, питающий болезненную страсть к малолеткам, к женщинам старших возрастов может испытывать другие чувства, а именно сочувствие и понимание. Однако теперь мне кажется, такой поворот сюжета оказался бы для Лелуша слишком нестандартным. Для него главным было воздать по заслугам тем, кто наживается за счет чужого дарования. Возможно, здесь кроется что-то личное.
В итоге за скобками остался тот факт, что помыслы и действия «страдальца» Пьера не так уж кристально чисты. Семь лет он числился секретарем при популярной романистке Джудит Ралитцер (Фанни Ардан). Строча за нее бульварные детективчики, Пьер вдруг возомнил себя Творцом. Как следствие, безмерно раздувшееся эго, помноженное на манию преследования, заставляет его совершить поступок, хоть и не преступный с юридической точки зрения, но абсолютно непростительный с моральной. Мои симпатии полностью на стороне Джудит. Она всего лишь беззлобная мошенница, единственный грех которой в том, что ей не хотелось упускать шанс, плывший прямо в руки. А вот Пьер доказал, что гений и злодейство, может быть, и несовместны, но зато талант и подлость прекрасно сочетаются друг с другом.
подробности о фильме смотри
здесь или
здесь