Еще на ранних этапах производства "Повелителя стихий", когда только-только объявили актерский состав будущей картины, некоторые горячие головы принялись обвинять Шьямалана в неполиткорректности и даже расизме: видите ли, положительных персонажей у него изображают актеры европейской внешности, а отрицательных, соответственно, неевропейской. Чтобы остудить накаляющиеся страсти, режиссеру пришлось давать развернутое объяснение собственной позиции.
Прежде всего, кастинг велся с тем прицелом, чтобы придать четырем народам, существующим в мире "Повелителя стихий", характерный облик, что отличал бы их друг от друга. Как результат, раса огня оказалась представлена актерами индийского, персидского и средиземноморского происхождения. Раса земли, самая многочисленная, согласно мифологии фильма, получила внешность людей монголоидного типа. В свою очередь, представители расы воды стали выглядеть как жители Северной и Центральной Европы. Наконец, четвертая раса, так называемые "воздушные кочевники", по авторскому замыслу, состоит из потомков смешанных браков, то есть в их облике сочетаются черты самых разных народов.
Другая причина, почему обвинения Шьямалана в расизме были безосновательны, заключена в сюжете фильма. Те, кого можно поначалу принять за отрицательных персонажей, не так уж и плохи. Опальный принц Зуко, стремящийся захватить в плен юного "аватара" Аанга - трагическая фигура, попавшая в капкан представлений о родовой чести и воинской доблести. Его никак не получится назвать злым или коварным, и события, показанные в "Повелители стихий", не раз это доказывают. То же самое можно сказать и о дяде Зуко, генерале Айро. По словам режиссера, Айро сродни мастеру Йоде из "Звездных войн". Будучи искусным воином, он не упивается собственной силой, но руководствуется внутренним благородством и стремлением к мировой гармонии. Эти же качества Айро хочет привить племяннику.
Слово "аватар", фигурирующее в названии анимационного сериала, переосмыслением которого является "Повелитель стихий", настраивает на то, чтобы сравнить шьямалановский фильм с "Аватаром" Джеймса Камерона. Действительно, у двух картин, когда речь заходит об их фабуле и идейном подтексте, обнаруживается много общего. Воинственная огненная раса в "Повелителе" имеет отчетливые черты техногенной цивилизации, каковой являлись земляне в "Аватаре". Народ огня, как и земляне, стремится поработить другие расы своего мира, лишая тех возможности поддерживать традиционный уклад жизни. Более того, в обеих картинах раса-завоеватель предпримет попытку уничтожить духовное начало народа, с которым она сражается, а защитники добра смогут в итоге победить только при помощи сил природы. Тут стоит заметить, что, если Камерон плетет ткань повествования без четкой привязки к какой-либо религиозной традиции, Шьямалан никак не скрывает буддистскую подоплеку всего происходящего. Появляются резоны поразмышлять, как глубоко в западном мировоззрении укоренилась восточная мудрость.
Однако при всех сходствах у картин Камерона и Шьямалана есть и существенные различия, которые можно резюмировать следующим способом: первый по сравнению со вторым просто-напросто более ответственно подошел к своей работе. "Повелитель стихий" оставляет отчетливое ощущение недоделанности, словно бы потраченных на его создание 150 миллионов долларов оказалось мало. Нечасто приходится говорить такое, но фильму явно пошло бы на пользу, если бы его удлинили примерно на полчаса. Глядишь, сюжетная линия стала бы менее отрывистой, персонажи получились бы лучше выписанными, а антураж, на фоне которого разворачивается действие, был бы более ярким и детализированным. Пока же остается только надеяться, что "Повелитель стихий" отобьет в мировом прокате свой колоссальный бюджет. Это позволит Шьямалану снять продолжение, в котором он грамотно выполнит работу над ошибками.
подробности о фильме смотри
здесь