Нефть (2 марта 2008)

Mar 05, 2008 13:35


 


В этом году киноманы всех стран и народов разделились на два лагеря, к первому из которых примкнули те, кто считает лучшим фильмом года "Нефть" Пола Томаса Андерсона, а  ко второму - те, кому большего всего по души пришелся " Старикам тут не место" братьев Коэнов. Первые праздновали победу среди широких масс, поскольку на IMDb "Нефть" стабильно опережала "Стариков" в списке лучших фильмов. Вторые заручились поддержкой профессионалов, ибо творение Коэнов заработало почти вдвое больше призов на различных смотрах и фестивалях. Так уж вышло, что я причисляю себя к первым, а не ко вторым.

На мой взгляд, "Нефть" является более "взрослой" картиной, чем коэновские "Старики". Андерсон намного сдержаннее в выразительных средствах. В его фильме нет ни стрельбы, ни погонь, ни черного юмора, то есть ничего такого, что обычно привлекает в кино подростков. Подобный художественный аскетизм идет фильму только на пользу. Режиссер фактически отбросил всё лишнее и оставил только самое важное - главного героя, безупречно сыгранного Дэниэлом Дэй-Льюисом. Я бы назвал нефтедобытчика Дэниэла Плэйнвью квинтэссенцией всего человеческого, ведь он противоречив, подобно самому человечеству. Какие-то слова и поступки Плэйнвью заставляют нас ему сопереживать, другие же, наоборот, отвращают нас от этого героя. Но самое главное то, что такая неоднозначность сохраняется от первых кадров до последних. В этом смысле, центральный персонаж "Нефти" один стоит всех  действующих лиц из "Старикам тут не место". В нем легко можно усмотреть и абсолютную  жестокость Антона Чигура, и вдумчивую ироничность шерифа Эда Тома, и упрямую самоуверенность Ллевелина Мосса.

Не стоит, однако, думать, будто все достоинства этого фильма  ограничиваются лишь актерским мастерством Дэй-Льюиса и лаконичностью режиссуры Андерсона. Особого упоминания достойны также блестящая операторская работа Роберта Элсвита и прекрасная музыка Джонни Гринвуда. Особо удачным я нахожу то, что графичность визуального ряда "Нефти" лишь подчеркивает простоту режиссерского стиля, а вот страстный саундтрек, определенно, добавляет новые нотки к образу главного героя.

В итоге, посмотрев "Нефть", я принялся аплодировать. Такого  со мной не случалось уже давно. Причем, этого точно не было после сеанса "Стариков".

подробности о фильме смотри здесь 

"большой экран", драма, Дэниел Дэй-Льюис, Пол Томас Андерсон

Previous post Next post
Up