Законопослушный гражданин (8 ноября 2009)

Nov 11, 2009 18:22

             


Двое отморозков ворвались в дом к добропорядочному обывателю Клайду Шелтону (Джерард Батлер), тяжело ранили его самого и убили его жену и маленькую дочь. Преступников поймали, но из-за неряшливости полицейских часть улик суд забраковал. В итоге помощник окружного прокурора (Джейми Фокс) заключил с одним из обвиняемых сделку - показания против подельника в обмен на мягкий приговор. Такой поворот событий не пришелся по душе несчастному вдовцу, и через десять лет, изрядно подготовившись, он сам принялся вершить правосудие. Первыми его жертвами стали те налетчики, но затем мститель переключился на законников, что не дали в свое время восторжествовать справедливости. Самое удивительное, Шелтон умудрялся уничтожать нерадивых юристов, пребывая в тюремной камере, куда его посадили сразу после двух первых убийств.

«Законопослушный гражданин» Ф. Гари Грэя является достойным образцом жанра фильмов о хитроумном преступнике. В нем есть и захватывающий сюжет, и отличные актерские работы. Более того, как другие достойные образцы этого жанра, картина не только развлекает зрителей своим напряженным действием, но и предлагает им задуматься о ряде немаловажных вопросов. Что такое правосудие? Чем оно отличается от мести? Является ли справедливой юридическая система, для которой важно не то, что было на самом деле, а что можно доказать? И уместна ли практика договоренностей с преступниками, позволяющая им избежать наказания за свои поступки?

В то же время фильм несет на себе и ряд характерных для своего жанра родимых пятен. Мир, в котором происходят события «Законопослушного гражданина», озадачивает. С одной стороны, там всё очень похоже на нашу обычную реальность. Там есть страна под названием США. В той стране есть город Филадельфия. В той Филадельфии на крыше мэрии установлена статуя Уильяма Пенна, сей город основавшего. Но, посмотрев фильм, скоро начинаешь понимать, что за видимыми сходствами таятся скрытые отличия. Сюжет развивается во вселенной, где пресловутый «закон Мёрфи» принципиально не действует. Иными словами, происходящее совершенно не оставляют места для случайности. Можно лишь удивляться везучести преступника, чья грандиозная схема могла рухнуть практически в любой момент из-за сущего пустяка, но почему-то не рухнула до самого последнего момента. Мир в «Законопослушном гражданине» функционирует, как часы. И неважно, кто их создал и завел. Важно, что злоумышленник исхитрился присоединить этот мировой часовой механизм к собственноручно изготовленной бомбе.

В глаза бросаются и другие странности. Видя много американских фильмов и телесериалов, я как-то привык, что, случись какое громкое преступление, тут же, как из-под земли, явится фэбээровский хлыщ и начнет путаться под ногами простых полицейских, честно выполняющих свою работу. В «Законопослушном гражданине» никто не явится, хоть преступления творятся в картине куда уж громче. Точнее, один раз про ФБР всё-таки вспомнят, но однозначно главными в проведении расследования оказываются прокурор и его непосредственные подчиненные. Про ФБР и тамошних спецов вспоминаешь еще и потому, что схема расправы над непосредственным убийцей жены и дочери Шелтона заимствована из второго сезона сериала «Criminal Minds» (по российскому ТВ «Мыслить как преступник»), рассказывающему о команде аналитиков, чья работа - раскрытие серийных убийств. Уж они бы быстро разобрались что к чему. Но их не было, поэтому всеми забытый Шелтон продолжал сидеть в карцере и оттуда продолжал убивать служителей ненавистной ему системы.

Напоследок отмечу, что Курт Уиммер, сценарист «Законопослушного гражданина», снабжает главного героя явно избыточным бэкграундом. Недостаточно было просто сделать его талантливым инженером (об этом мы узнаем буквально в первых кадрах фильма), зачем-то оказалось нужным придумать ему прошлое члена убойного отряда спецслужб. Не рассматривайте это как спойлер, ибо, как я уже сказал, данный сценарный ход очевидно чрезмерен, и ничего не добавляет к происходящим в картине событиям. Видимо, Уиммер счел, что обычный законопослушный гражданин не способен настолько озлобиться, если только он изначально не был склонен к изощренному насилию.

подробности о фильме смотри здесь

"большой экран", Джерард Батлер, триллер, Джейми Фокс

Previous post Next post
Up