Картина, безусловно, достойна всяческих похвал, но это не означает, что она абсолютно лишена недостатков. Нет, нет и еще раз нет!
Честно сказать, не знаю, кому адресовать первое «нет»: то ли Кормаку МакКарти, автору литературной первоосновы, то ли самим братьям Кэнам, написавшим сценарий. Меня опять подводит недостаточная начитанность. На мой вкус, в фильме слишком много интересных, но не раскрытых персонажей. Это и Лоретта Белл, жена шерифа Эда Тома (Томми Ли Джонс), и немного тугодумный помощник того же шерифа. Наконец, это и обаятельнейший охотник за головами Карсон Уэллс в исполнении Вуди Харрельсона. Удели им авторы чуть больше экранного времени, «Старики» смотрелись бы еще интереснее.
Второе «нет», как ни странно это может показаться, я говорю киллеру Антону Чигуру (Хавьер Бардем). Его фигура намного лучше бы вписалась в картину, будь он действительно человеком новой формации, которая должна прийти на смену тем самым «старикам». Однако, Антон, скорее, мутант, причудливая переходная форма, сочетающая в себе как приверженность принципам из уходящей эпохи, так и беспринципную жестокость из наступающей.
На образ мутанта работает также и то, какое развитие претерпевает персонаж Бардема на протяжении фильма. В начале это вполне себе человек. Пока он следует за сигналом радиомаяка, его поведение предельно понятно и логично. Но после того, как маяк был выброшен, перед нами предстал уже не homo sapiens, а какой-то монстрик из трэшевого ужастика. В своей новой ипостаси Антон Чигур появляется в любом месте, где бы ни пытались укрыться его жертвы. Как он это делает? А никак, просто делает и всё. Он может практически мгновенно перемещаться в пространстве, возникать из ниоткуда, прямо за спиной очередного несчастного. Такая трактовка образа Чигура особенно странна, если вспомнить самые первые кадры картины, где его арестовывает какой-то простофиля-помощник шерифа.
Окончательно сюрреальным портрет Антона Чигура становится благодаря его манере подбрасывать монетку. Вспоминается мне один персонаж по имени Харви Дент, работавший окружным прокурором в Готэм-Сити. Однажды кто-то из обвиняемых облил Дента кислотой, в результате чего половина его лица оказалась обезображенной. Бывший законник обвинил в случившемся Бэтмана и стал преследовать того, взяв себе прозвище Двуличность. Так вот, перевоплотившись, Дэнт также предпочитал делать выбор, подбрасывая монетку. Кстати, играл Двуличность в «Бэтмане навсегда» Томми Ли Джонс.
Последнее «нет» я бы высказал манере Коэнов опускать некоторые детали ближе к финалу картины. Собственно, об этом я уже упоминал. Каким образом, например, Чигур узнал, что Ллевелин Мосс (Джош Бролин) лежит в мексиканской больнице? Или как он выследил Карсона Уэллса? Почему можно показать убийство безвинного старика, но не женщины, схоронившей всю свою семью? В последнем моменте я усматриваю абсолютно неуместное лукавство. Пустив в расход практически всех персонажей, не стоило Коэнам напоследок так лицемерно отводить глаза.
Всё остальное было хорошо. Особенно хорош был шериф Эд Том. Я бы охарактеризовал его как примечательную антитезу мисс Марпл из романов Агаты Кристи. На первый взгляд, он также являет нам образчик деревенской мудрости и проницательности. Однако у персонажа Джонса есть два качества, сильно отличающие его от пожилой англичанки. Прежде всего, мисс Марпл считала, что мир не может не меняться. Наоборот, отсутствие перемен казалось ей подозрительным. Именно поэтому за внешней респектабельностью отеля «Бертрам» она рассмотрела фальшь. И была права. Традиции старой доброй Англии оказались всего лишь прикрытием для шайки контрабандистов. И, конечно же, мисс Марпл была неотвратима как сама судьба. Недаром один из ее знакомых дал ей прозвище Немезида. Она бы никогда не бросила дело, не доведя его до конца.
подробности о фильме смотри
здесь