Как раз сегодня утром видел по Euronews восторженный репортаж о чуде современной робототехники - электронном протезе руки, который управляется сигналами головного мозга и позволяет своему обладателю не только подносить чашку ко рту, но и, например, водить машину. Поэтому реальные "Суррогаты" - дело не такого уж далекого будущего. Может быть, на их создание и повсеместное внедрение потребуется и не 14 лет, как о том говорят в фильме, но всё же счет идет на десятилетия, а не на века.
"Суррогаты" Джонатана Мостоу основаны на комиксе Роберта Вендитти и Бретта Уэлделе, который, в свою очередь, базируется на одном из произведений Айзека Азимова. Знаменитый фантаст придумал планету Солярию. Люди, жившие в том мире, не выходили из домов, а свои нужды удовлетворяли исключительно посредством роботов. В "Суррогатах" ситуация схожая, хоть всё происходит и на Земле. Благодаря революционным компьютерным изобретениям люди перестали вступать в прямые контакты друг с другом. Эта функция была возложена на идеальных человекоподобных роботов, подсоединенных к мозгу хозяина. Теперь каждый мог быть тем, кем пожелает. Кто-то просто омолаживался. Кто-то отращивал себе рога и красил кожу в синий цвет. Мир пребывал в равновесии, пока неизвестный злодей не принялся уничтожать роботов и через электронные связи убивать управляющих ими людей. Брюс Уиллис играет полицейского, расследующего эти преступление. Естественно, сначала он это делает через своего двойника, но очень скоро ему приходится и собственной персоной выйти на улицу.
Помимо сюжета фильм примечателен проработанностью деталей показанного в нем мира. На улицах городов есть временные стоянки для суррогатов, чьи хозяева на время отключились. Люди пользуются услугами косметических салонов, позволяющих придать роботам нужный облик. Показан даже новый способ получить кайф через суррогата посредством некой электрической трубки. В то же время существуют многочисленный резервации, куда собираются люди, демонстративно отказавшиеся от использования роботов. Хозяева суррогатов называют подобных отщепенцев "дредами" или просто "мясом".
Говоря о "Суррогатах", могу практически слово в слово повторить то, что сказал недавно о "
Геймере" Невелдайна и Тэйлора. Фантастика есть сублимация людских страхов перед современными технологиями. Причем, "Суррогаты" оказываются проще "Геймера", менее постмодернисткими как по форме, так и по содержанию. В том фильме я насчитал три фундаментальных фобии, а в этом - всего полторы. В "Суррогатах" нет ни слова о нанотехнологиях. Тема компьютерного гения присутствует, но оказывается скомканной. Роль этого человека исполняет Джеймс Кромвель, уже игравший гениального ученого в "Я, робот". С другой стороны, иррациональный страх перед виртуализацией расцветает в картине Мостоу пышным цветом. То, что это страх и он именно иррационален, хорошо видно по самоуспокоительному финалу. Все суррогаты пали ниц, а автомобили, которыми они управляли, просто поостанавливались, никуда особо не врезаясь. Никаких жертв и разрушений не зафиксировано, несмотря на то, что мир несколько лет полностью зависел от человекообразных роботов. Иными словами, были суррогаты и нет их. Всем только лучше.
подробности о фильме смотри
здесь