Уже второй день подряд перечитываю Фрейда. Такую вот пользу извлек я из "Антихриста". Когда бы еще собрался освежить в памяти психоаналитическую теорию?! Кстати, уверен, что у тех, кто сейчас на все лады славит Триера, даже мысли не возникло почитать что-то дополнительно. Для чего?! Всю философию, что нужно, можно изучить, посмотрев один-единственный фильм.
В то же время сам себе задаю один вопрос. Зачем мне читать самого Фрейда? Всё-таки современный психоанализ соотносится с его концепцией примерно так же, как современное эволюционное учение соотносится с работами Дарвина. Типа, нашего основателя мы все, безусловно, помним и ценим, но с тех пор наука шагнула далеко вперед.
В качестве пограничного существа «Я» хочет быть посредником между миром и «Оно», хочет сделать «Оно» уступчивым в отношении мира, а своей мускульной деятельностью сделать так, чтобы мир удовлетворял желаниям «Оно». «Я» ведет себя, собственно говоря, так, как врач во время аналитического лечения: принимая во внимание реальный мир, «Я» предлагает «Оно» в качестве объекта либидо - самое себя, а его либидо хочет направить на себя. Оно не только помощник «Оно», но и его покорный слуга, добивающийся любви своего господина. Где только возможно, и «Я» старается остаться в добром согласии с «Оно» и покрывает его БСЗ поведения своими ПСЗ рационализациями; изображает видимость повиновения «Оно» по отношению к предостережениям реальности и в том случае, когда «Оно» осталось жестким и неподатливым; затушевывает конфликты между «Оно» и реальностью и, где возможно, и конфликты со «Сверх-Я». Вследствие своего серединного положения между «Оно» и реальностью, «Я» слишком часто поддается искушению стать угодливым, оппортунистичным и лживым, примерно как государственный деятель, который при прекрасном понимании всего все же хочет остаться в милости у общественного мнения.
«Я» не держит себя беспристрастно в отношении обоих видов первичных позывов. Своей работой идентификации и сублимации оно помогает инстинктам смерти в «Оно» для преодоления либидо, но при этом само попадает в опасность стать объектом инстинкта смерти и погибнуть. В целях оказания помощи «Я» само должно было, наполниться либидо, этим самым становясь представителем Эроса и исполняясь теперь желанием жить и быть любимым.
(Я и Оно)