А знаете ли вы, что в начале своей карьеры, перед тем, как переключиться на крупнобюджетные проекты, вроде «Скалы» или «Армагеддона», Майкл Бэй снимал видео для «Плейбоя»? Особенно заметно это станет, когда в продолжении «Трансформеров», носящем подзаголовок «Месть падших», в кадре впервые появится героиня Меган Фокс. Как же соблазнительно она восседает верхом на мотоцикле! Видимо, карьера Бэя завершила очередной виток спирали и вышла на исходные позиции, но только с бюджетами на несколько порядков больше, чем когда-то.
«Месть падших» стартует из глубины веков. В прологе новых «Трансформеров» мы увидим, что первый контакт людей и роботоподобных обитателей Кибертрона случился задолго до событий, показанных в оригинальном фильме. Тогда, как вы, возможно, помните, нам рассказали, что прадед обычного американского подростка Сэма Уитвики нашел во льдах Антарктиды замороженного Мегатрона, предводителя злобных десептиконов. Оказалось, однако, что первые трансформеры спустились на Землю еще в те времена, когда человечество пребывало в первобытном состоянии. Это забавным образом рифмуется с «10000 лет до н.э.» Роланда Эммериха. Там ведь тоже были полуголые дикари с копьями наперевес. Сражались они, правда, не с металлическими инопланетными чудищами, а друг с другом да с диким зверьем. Как ни странно, заканчиваются «Месть падших» тоже весьма похоже на фильм Эммериха. Финальная битва автоботов и десептиконов состоится в пустыне на фоне пирамид.
Роланд Эммерих и Майкл Бэй. Собственно, их только два таких, кто любит делать кино, от которого рябит в глазах и закладывает уши. Впрочем, до сих пор истинным мастером трэш-блокбастеров с полным правом можно было считать лишь первого, снявшего незабвенные «День независимости» и «Годзиллу». Теперь же Бэй доказал, что способен быть «эммерихом» даже больше, чем сам Эммерих.
Основные события фильма происходят спустя два года после того, как Сэм Уитвики (Шайя ЛаБеф) купил подержанный шевроле камаро, на поверку оказавшийся автоботом Бамблби. Остов поверженного Мегатрона ржавеет теперь на дне океана, а «Искра», источник жизненной силы трансформеров, уничтожена. Однако коварные десептиконы вовсе не утратили интереса к Земле. То там, то здесь они совершают враждебные вылазки. Автоботы, скооперировавшись с американскими военными, делают всё возможное, чтобы пресечь эти козни. При этом правительства всего мира заключили пакт о неразглашении и идут на всяческие уловки, чтобы скрыть от населения своих стран правду об инопланетной расе гигантских роботов.
Тем временем Сэм, окончив школу, оправляется на учебу в колледж. Накануне отъезда из родительского дома парень обнаруживает в своих вещах кусочек той самой «Искры». Стоило ему один раз взять осколок в руки, как тут же начали твориться странный вещи. Умственные способности Сэма резко возросли, а вдобавок он стал видеть непонятные знаки. В том не было бы большой беды, но из-за случившегося десептиконы снова стали преследовать юного Уитвики. Чтоб разобраться в происходящем и уйти от погони, Сэму пришлось воспользоваться помощью своей девушки Микаэлы (Меган Фокс), американских военных капитана Леннокса (Джош Дюамель) и сержант Эппса (Тайрез Гибсон), секретного агента Симмонса (Джон Туртурро), а также Лео (Рамон Родригес) примкнувшего к честной компании соседа Сэма по студенческому общежитию.
Естественно, что в новом фильме появились новые трансформеры, как автоботы, так и десептиконы. Общим счетом их теперь 46 вместо 14 в первой картине. Особую гордость создателей фильма вызывает Девастатор, огромный составной робот, как конструктор, собирающийся из десяти обычных трансформеров. Кстати, знаете ли вы, что детали Девастатора, поставленные одна на другую, были бы в 58 раз выше Эмпайр Стэйт Билдинг в Нью-Йорке? А когда Девастатор наносит удар по пирамиде, его рука развивает скорость 626 км/час, об этом вы осведомлены? «А какая, блин, разница?» - хочется спросить в ответ. Все эти разы, километры и прочие единицы счета, почерпнутые из пресс-релиза, в совокупности с 200 миллионами долларов бюджета ярчайшим образом иллюстрируют тот факт, что количество далеко не всегда переходит в качество.
Поразительно, но всё, что было позитивного в первых «Трансформерах», в сиквеле режиссер умудрился довести до абсурда. Раньше трансформеры казались лишь причудливой инопланетной расой, разделенной на два враждующих клана. Противоборство автоботов и десептиконов выглядело вполне обычной битвой за власть, хоть и принявшей титанические формы. Теперь конфликт предстает уже в принципиально ином виде. На поверхность вышли отчетливые религиозные мотивы. Трансформеры оказываются этакими ангелами и демонами техногенной эры, существами высшей природы, способными нести как добро, так и зло. Недаром один из персонажей фильма задает вопрос, если бог создал человека по своему образу и подобию, то кто создал трансформеров. Уж не задумал ли Майкл Бэй исследовать эту тему в третьей части?
Психологические нюансы, что придавали раньше очарование персонажам, наделяя их, не побоюсь этого слова, характерами, вдруг выродились в набор клише, не имеющих по сути никакой связи с основным действием. Вот мы и видим, как истеричная мамаша, провожая сына в колледж, сначала обливается крокодильими слезами при виде его младенческих пинеток, а потом, наевшись конфеток с марихуаной, рассказывает всем подряд, как ее мальчик стал мужчиной. Вообще тема секса и половых органов является отдельной составляющей «Мести падших», составляющей, настолько важной, что поневоле задумываешься, не помогал ли Бэю кто-нибудь вроде Джона Уотерса, снявшего «Грязный стыд», трэш про сексуально одержимую домохозяйку.
Хотя вряд ли Уотерс, превозносивший социальное неповиновение в «Безумном Сесиле Б.», стал бы опускаться до того, чтобы, выражаясь языком советской многотиражки, пропеть гимн «американской военщине». А вот если верить Бэю, то именно армия США, оснащенная сверхсовременным оружием, возглавляемая мудрым президентом Обамой, стоит на страже мира во всем мире. Сейчас, когда репутация Соединенных Штатов подорвана правлением Джорджа Буша-младшего, такие фильмы не могут не появляться. Не стоит, конечно, думать, что Голливуд напрямую выполняет заказ Пентагона. Полагаю, американская кинематографическая общественность и сама чувствует необходимость напомнить миру, кто тут единственная сверхдержава и кто самый главный оплот демократии.
подробности о фильме смотри
здесь