"Ахиллес и черепаха", реж. Такеши Китано

Apr 18, 2009 20:18

              


Прошлогодний Венецианский фестиваль был богат на фильмы разной степени знаковости. Показывали там и "Рестлера" Даррена Аронофски, и "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего, и "Рэйчел выходит замуж" Джонатана Демме, и "Поньо на утесе" Хаяо Миядзака. И, разумеется, был там Такеши Китано, показавший публике свою новую работу "Ахиллес и черепаха". На предстоящей неделе эта картина выйдет в российский прокат.

По сути своей "Ахиллес и черепаха" - завершающая часть трилогии, начатой "Такешиз" и "Банзай, режиссер!". В первой картине Китано анализировал взаимосвязь актера и его персонажа, во второй - режиссера и киножанра. Сейчас же он перешел на более высокий уровень обобщения и рассматривает отношения, что возникают между художником и создаваемым им искусством.

Название фильму дала известнейшая апория древнегреческого философа Зенона Элейского. Зенон, ученик Парменида, продолжал развивать учение своего наставника, согласно которому истина может быть только умопостигаема, а чувственное познание к истине не приводит. С целью подтверждения этого тезиса Зенон и придумал многочисленные логические парадоксы (апории), один из которых рассказывает о самом быстром эллине Ахиллесе и самом медленном животном черепахе. Смысл этой апории в том, что Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, если та изначально была перед ним. Когда бегун преодолеет расстояние, что отделяло его от черепахи, она успеет сместиться немного вперед. На преодоление этого нового зазора Ахиллес потратит еще какое-то время, за которое черепаха снова убежит вперед. Она будет обгонять человека на всё меньшее и меньшее расстояние, но всегда будет оставаться впереди. Логических неувязок в своих рассуждениях Зенон не обнаруживал, а следовательно, если чувства говорят нам об обратном, значит, они лгут.

У Китано в роли Ахиллеса выступает художник по имени Мачису Курамочи, которому с раннего детства пророчили великое артистическое будущее. Это будущее и стало для Мачису "черепахой". Оказалось, талант и признание таланта - не одно и то же. Что бы Мачису не делал, в каком бы стиле не писал свои полотна, какую бы технику не использовал, это было немного не то, чего-то постоянно не хватало, чтоб обрести репутацию великого живописца. Шли годы, было израсходовано много ведер краски и много метров холста, но вожделенная "черепаха" по-прежнему маячила где-то впереди. Мачису неоднократно становился всеобщим посмешищем, он потерял семью, почти лишился жизни, но так и не мог понять чего же хотят от него публика и арт-дилеры.

И всё почему? Да потому что искусство - это одно большое надувательство! Покажи умирающему с голоду картину Пикассо и плошку с рисом, что он предпочтет?

подробности о фильме смотри здесь

"малый экран", Такеши Китано, Япония, трагикомедия

Previous post Next post
Up