В мае этого года вновь побывал в пос. Цаган-Аман (Калмыкия). Не смотря, на то что, во время этой поездки, погода не то, чтобы радовала нас своим присутствием... она скорее вообще отсутствовала в наличии, нам удалось поймать выборку водяных ужей (
Natrix tessellata). Здесь я уже был
в августе 2020, но тогда живности не так много было.
Начнем с пространственного размещения ужей, что мне показалось довольно интересным. На окраине этого поселка есть что-то типа песчаного карьера, восточная часть которого заросла джизгуном (Calligonum) и завалена различным мусором. С противоположной стороны, местные берут песок для своих нужд (при нас приезжали два бортовых ГАЗа, куда забрасывали песок лопатами). На фото снизу видна заросшая часть и расстояние до воды. Так вот, в этих зарослях, под различным хламом, сидят мелкие особи ужей (L - 190 - 255 мм; n = 12). Больших (половозрелых) мы там вообще не нашли, они находились вдоль берега Волги, непосредственно у кромки воды или в 5 - 10 м. от нее. С чем это связано, что мелкие особи там находятся, сложно сказать, так как я не нашел никакой информации по этому поводу в доступной мне литературе.
Можно было бы предположить, что они там прячутся от старших родственников, но каннибализм у водяных ужей, на сколько мне известно, не был замечен. Единственное, более-менее логическое объяснение - это то, что они откладывают яйца где-то в зарослях джизгуна и молодь остается там, какое-то время. Но, при этом непонятно, чем они питаются? Даже, если учесть, что в соседней Астраханской области, они в основном питаются лягушками (
Кленина, 2015). Они, все равно сидят на плавнях после половодья, а рыба плавает в самой воде и только ужата находятся вообще не пойми где. Причем они вообще не выглядят измученными и страдающими от недостатка питания, хоть и все были с пустыми желудками.
Один ужонок вообще был найден примерно в 500 м от воды, практически в голой степи. Сидел и таращил на меня глазки, пытаясь спрятаться под ростком какого-то растения. Причем у него такой вид, что сам себя уговаривает, что он змея, а не просто какой-то шнурок. Как он туда дополз? К сожалению, здесь больше вопросов чем ответов.
Вернемся к половозрелым особям. Всего было поймано 18 особей. К сожалению, во время измерения и фотосъемки, при быстром осмотре, ничего интересного в фолидозе не было найдено (может и есть какие-то аномалии в щитковании, но их надо более подробно смотреть). Тем более, что аномалии, в основном выражаются в количестве чешуек с той или иной стороны (
Ждокова, 2003). Размерные показатели также укладываются в норму. Вроде бы все банально и можно дальше не мучать клавиатуру написанием поста... Но, тем не менее, есть пару интересных моментов, о которых хотелось бы рассказать.
Дело в том, что здесь практически все ужи черные и без рисунка (9♂ и 7♀). Светлых особей всего две были (обе самки). Известно, что темный цвет тела у змей, способствует более быстрому прогреванию тела. Возможно здесь это влияет для нагревания при выходе из зимовки, для дальнейшего спаривания и вынашивания яиц. В подтверждении этого, могу сказать, что когда мы там были, температура воздуха была +14 (на фото, где держу мелких ужей, я в куртке), но при этом ужи были более чем активны. Вот только, подобный способ терморегуляции, в основном работает для северных популяций. А ужи из Калмыкии, явно к ним не относятся, по географическому распространению.
Какой либо информации по количественному отношению темных/светлых особей, с территории Калмыкии, мне не удалось найти. Вообще, должен признаться, что подобная информации практически отсутствует, как с территории Поволжья в целом, так и Калмыкии в частности. Почему-то большинство исследователей уделяют внимание морфологии и при этом обходят стороной фенетику. Хотя у того же водяного ужа, можно выделить три основных типа окраски: темная с рисунком, темная без рисунка и светлая с рисунком. Именно из-за последнего варианта, простой народ их называют "шахматкой" и считают, что это гибрид обыкновенного ужа и гадюки. Единственное, что мне удалось найти, это работа Новрузова (
2016) с Пирсагатского архипелага Каспийского моря. Где автор выделил 15 морф по окраске и 6 по рисунку дорсальной поверхности. Но, это
Каспий, там этих морф можно выделить вагон, если есть желание.
Но, вернемся к нашим ужам. Как я уже сказал, большинство было черными, без какого-то заметного рисунка. И только две самочки, были более-менее светлыми. Все особи держались на берегу, на некотором удалении от кромки воды. Один заныкался под ветки какого-то кустарника, очень колючего, все руки ободрал пока его оттуда вытаскивал. Две особи (черный ♂ и светлая ♀) сидели под упавшим бревном, в воде. Не уверен, что ни там спаривались, так как были на некотором расстоянии друг от друга. Вообще, почти все ужи находились под различными укрытиями в виде бревен (благо после половодья их было более чем достаточно, ворочать замучаешься) и различного строительного мусора (куски шифера и досок). И только один полз куда-то по своим делам.
Ужей я ловил вдоль обрывистого берега, на котором собственно стоит сам Цаган-Аман. Там было несколько лодок, на которых рыбаки плавают. На обратном пути иду к машине, в руке мешок с ужами, в другой - крючок для ловли змей. Около одной лодки стоит мужик и что-то там возится. Меня увидел и спрашивает как улов? Я ответил, что не рыбак, а змей ловлю. Он посмотрел на меня как на деревенского дурачка и говорит - "... Наконец-то хоть кто-то их отсюда заберет". Не стал его разочаровывать и говорить, что отпущу назад)
Не забудьте подписаться на меня в телеграме (
Записки натуралиста), где я показываю интересные фотографии и рассказываю о своих поездках, интересных местах и прогулках на природе.
Поездка выполнена при финансовой поддержке Благотворительного Фонда "Возрождение природы".
За что мы выражаем огромную благодарность руководителю фонда Натальи Михайловне Торнквист