"Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" - одна из моих любимых художественных книг. За четыреста лет роман ничуть не устарел, а скорее наоборот - заиграл новыми яркими красками. Никуда не делись человеческие глупость, жадность, внушаемость, косность - и пока они будут существовать на Земле - "Дон Кихот" будет вечно молодым романом.
Читать "Дон-Кихота" нужно исключительно с иллюстрациями Гюстава Доре, этот художник проделал титаническую работу, создав десятки замечательных иллюстраций к книге, никакие современные, нарочито "комические" картинки не передадут подлинный трагикомизм романа так, как это делают высококлассные, реалистичные гравюры Доре.
В этом посте я собрал некоторые из них, чтобы вспомнить сцены из "Дон Кихота".
02. Роман Сервантеса имеет достаточно своеобразную, циклическую структуру. Циклы в тексте выделяются достаточно легко - они совпадают с "вылазками" Дон Кихота из своего поместья (хотя какое там "поместье", так, домик). Не все помнят, но с самого начала книги не было никакого Санчо Панса - свой самый первый выезд Дон Кихот совершил один.
03. А вот перед вторым выездом Дон Кихот подбил себе в напарники недалекого толстенького мужичка по имени Санчо Панса ("pansa" по-испански - "пузо") - наобещав ему за военную кампанию всяких почестей, должностей, каких-то земель, островов, стран и полуостров Крым впридачу. Стоя в грязи посреди квохчащего и кудахтающего двора, Санчо Панса тут же согласился.
04. Вот эту картинку дожны помнить многие - по-моему, ее печатали на обложках более поздних изданий "Дон Кихота" (в моем двухтомнике 1934-1935 годов издания обложка другая) - это и есть тот самый второй выезд, после которого Санчо Панса таскался за Дон Кихотом большую часть книги:)
05. Одна из первых стычек в романе. Обратите внимание, что у Дон Кихота тут еще нет на голове каноничного тазика. Это тоже помнят не все, но первым шлемом Дон Кихота был какой-то ободранный старый шишак, к которому хитроумный идальго приделал забрало из картона с подлженными металлическими пластинами.
06. В шлеме с забралом, кстати, Дон Кихот ездил достаточно долго, отобрав у цирюльника тазик ("шлем Мамбрина") где-то ближе к середине книги.
07. Помимо всего прочего, на иллюстрациях Доре очень интересно рассматривать детали жизни Испании тех лет - пыльные дороги, сукновальни и винные погреба, отары овец, всяческие процессии на дорогах, ограды поместий и постоялых дворов, обувь, одежду и прочее, прочее.
08. Сцена "посвящения в рыцари". Если мне не изменяет память, в рыцари Дон Кихота посвятил хозяин кабака (принятый помешанным идальго за хозяина замка), пробормотав при ритуале посвящения несколько слов из толстой книги с бухгалтерскими подсчетами.
09. Знаменитая сцена сражения с ветряными мельницами - про нее знают даже те, кто не читал романа.
10. Кстати, на въезде в белорусский музей под открытым небом "Дудутки" (где есть реально действующая мельница) установлен вот такой знак:)
11. Одна из довольно жутких реалий того времени - этапирование заключенных на галерное рабство. В отличии от античных гребцов, которые были свободными людьми, гребцы галер Нового времени часто были заключенными, отбывающими наказание в виде работы гребцом. Дон Кихот, конечно, их всех освободил, посчитав невиновными.
Викторина для читателей - какая связь между галерами и одной из кличек Путина - "Краб":)?
12. Очередная драка Дон Кихота, по-моему с погонщиком. На переднем плане - интересный зонтик от солнца. Загар в ту пору (в отличии от современности) был совсем не в моде - считалось, что загорелыми могут быть только простолюдины, целый день работающие в поле, а светлая кожа считалась очень красивой и "аристократичной". Современные солярии вызвали бы у испанок четырехсотлетней давности недоумение и смех:)
13. Посиделки у костра с пастухами. Между прочим, почти никого из персонажей книги не удивляло то, что Дон Кихот носил доспехи - они были в то время еще вполне в ходу. Смех при виде его нелепой фигуры вызывали достаточно специфические вещи, понятные тогдашнему обывателю и не очень понятные сегодняшнему читателю - несочетаемость видов вооружения и одежды - пехотная пика, кавалерийские тяжелые латы, легкий щит, шпага. Это как если сегодня выйти на улицу в накрахмаленной рубашке с галстуком, семейных трусах и валенках.
14. Одна из смешнейших сцен романа, когда кабацкая пьянь начала подкидывать Санчо Панса на одеяле; как пишет Сервантес - "как собаку во время ярмарки" - что показывает, между прочим, какие нравы были в ходу в то время.
15. А вот эту сцену не припомню. Откуда из какой это главы?
16. И вот эту тоже совершенно забыл.
17. Последняя картинка, наглядно иллюстрирующая конец большинства предприятий Дон Кихота.
P.S. Если вдруг по какой-то из причин вы до сих пор не читали "Дон Кихота" - то это срочно нужно исправлять. Это та литература, которую нужно читать и перечитывать.
______________________________________________
Прошлые выпуски рубрики:
«Три Толстяка» и диктатура. Конек-Горбунок и старая Россия. Честно, усердно и дружно. Всю ночь простоял капитан на носу. Белорусские сказки. Листая старые журналы. Старые книги и городской быт. ______________________________________________
Понравился пост? Можно сделать репост: