В середине пятидесятых годов, с начлом так называемой "хрущевской оттепели" в СССР стало жить несколько проще - творческие и думающие люди получили чуть больше возможностей - для открытого высказывания своего мнения, поездок за границу, создания произведений искусства не про Ленина, Сталина и Крупскую, а просто так.
Трогательно выглядят некоторые фильмы тех лет, вроде "Три плюс два" - где герои, наконец, перестали сыпать цитатами из учебника марксизма-ленинизма и мыслить в дихотомии мы/они, капитализм/коммунзм.
Однако о подлинной свободе, конечно, не было и речи. В это время стало издаваться много зарубежной литературы для детей - и литературы, надо сказать, весьма специфической. Издатели отыскивали каких-то маргинальных авторов XIX века, описывавших жизнь низов европейского общества - и выдавали это за "современную реальность жизни рабочего класса за рубежом".
Тут, мне думается, было несколько причин. Первая - авторское право. Так как все произведения такого рода были довольно старыми (написанными в XIX веке), и авторское право на многие из них попросту "закончилось" - можно было печатать свободно. Вторая, более важная причина - идеологическая. Было важно создать у советского человека, узнающего мир из советских газет и радиопередач, устойчивое впечатление о "беспробудной бедности жизни в капиталистических странах".
Я перечитал таких книг буквально десятки. Был Джеймс Гринвуд со своим "Маленьким оборвышем" - описание жизни лондонского дна середины-конца XIX века - с ночевкой в почтовых фургонах, поеданием мороженой капусты и попаданием в английские "работные дома".
Потом был франуз Гектор Мало с книгой "Без семьи" - история мальчика, которого подобрал бродячий итальянский музыкант - тоже с всякими жуткими описаниями жизни "дна Парижа" - мансарды в гнилых средневековых домах, кастрюля с супом, закрытая на замок, ночевки в шалашах в лесу и все такое прочее.
Еще была книжка "Ромен Кальбри" того же Гектора Мало - про странствия мальчика с бродячим цирком - по Парижу, по морю и где-то там еще - все, конечно, в жуткой нищете и лишениях.
Все эти книги сходились в одном - свобода - это очень плохо. За углом ведь и кирпичом по голове стукнуть могут - так что нужно сидеть дома, ходить каждый день на родной завод пилить напильником заготовки - и быть при этом счастливым.
Чтобы книгу поняли именно так - создавались еще всякие предисловия, первая строчка которых начиналась примерно так - "В середине XIX века, когда социальные противоречия между бесчинствующим правящим классом и бедняками стояли наиболее остро, появился автор, которые своим пером бичевал пороки капиталистического общества...", а заканчивались вообще как-то так - "... под мудрым руководством партии и правительства мы движемся к светлому социалистическому будущему...".
Но лично я видел в этих книжках совсем другое. Во-первых, свобода, описанная там, меня зачаровывала - да, человек мог какое-то время бедствовать, но при наличии таланта, трудолюбия и ума он всегда становился успешным и состоятельным - и, кстати, большинство этих книг заканчивались именно так. "На дне" обычно оставались те, кто работать не умел и не хотел.
Во-вторых, я думал о том, какой же гигантский скачок совершила Европа в XX веке - практически решив проблемы социального неравенства без революций и братоубийственных гражнанских войн - а просто нормально развиваясь, год за годом улучшая общество.
____________________________________
А вы читали такие книги? Они на вас как-то повлияли?
Кнопочки для репоста: