Миф 3. Советский Союз победил гендерные противоречия
Многие считают, что в СССР все народы жили в дружбе, а мужчины и женщины имели равные возможности, права и обязанности. Но в реальности всё было намного сложнее.
Начнём с женского вопроса. С одной стороны, большевистская революция ставила одной из своих задач освобождение женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Считается Пушкарев А. М. К историографии «Истории повседневности» и «Нового быта» 1920-х гг. (проблема «Новой половой морали» в работах А. М. Коллонтай). Женщина в российском обществе , что знаменитая коммунистка Александра Коллонтай в своих взглядах во многом опередила западное феминистическое движение 1960-х годов.
Примерами могут служить идеи «нового быта», в котором женщина переставала быть домохозяйкой, могла получать образование и возможности трудоустройства, а также вести свободную сексуальную жизнь. С 1920-х годов начинается Гаранина И. Г. Легализация аборта или большевистский проект «Новая женщина». Марийский юридический вестник реализация этих идей.
Однако революционный пыл достаточно быстро утих, а за ним последовал Здравомыслова О. М. Как рождался «Советский патриархат». Григорий Баткис о сексуальной революции в России. Демографическое обозрение период сталинского «завинчивания гаек». Как уже было сказано выше, женщины потеряли значительную часть свобод - в том числе на аборт и беспрепятственный развод.
К тому же все гендерные предрассудки советский строй не преодолел. Например, женская гомосексуальность не рассматривалась Степанова О. Ю. Противодействие гомосексуализму в российском государстве досоветского и советского периода. Актуальные вопросы борьбы с преступлениями наравне с мужской ни тогда, когда руководство советской страны смотрело на однополые отношения либерально, ни тогда, когда закон их запрещал. Лесбиянство всегда считалось психопатологией, которую нужно лечить.
Эмансипация советских женщин в послесталинскую эпоху также рождала перекосы. С одной стороны, советское государство создавало Марговская М. Гендерный вопрос: специфика советского опыта. Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences условия для того, чтобы женщины могли самореализоваться так, как они считают нужным. В стране открывались ясли и детсады, столовые и прачечные, пропагандировалось использование бытовой техники. Всё это должно было освободить женщин от трудоёмких домашних обязанностей.
В результате женщины успешно заняли важное место в производстве, науке, культуре и спорте. Однако это скорее усугубило проблему неравенства, так как появилась двойная нагрузка: зачастую после рабочего дня женщине приходилось отрабатывать «вторую смену» дома. Общество воспринимало такое положение вещей как данность, и это наглядно демонстрирует фраза из фильма «Москва слезам не верит»:
Защищать и принимать решения - это мужская обязанность, это нормально. Ты же не станешь хвалить женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед.
Миф 4. Советский Союз победил национальные противоречия
Национальный вопрос также всегда остро стоял в СССР. Официальная линия партии провозглашала торжество интернационализма и стирания национальных различий, однако старые пережитки продолжали существовать. Ещё в 60-е годы по линии КГБ в правительство отправлялись отчёты о том, что в национальных республиках сохраняется национальная оппозиция. А когда принимались конституции Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик, из них вычеркнули положения о национальных языках, что вызвало недовольство населения.
Отдельно стоит сказать о советском антисемитизме. И дело тут не только в сталинских репрессиях, когда депортировались целые народы Сталинские депортации. 1928-1953. М. 2005 , обвинённые в тунеядстве, пособничестве гитлеровцам и поддержке связей с малой родиной. Тогда евреев, крымских татар, карачаевцев, ингушей, чеченцев, калмыков и представителей других народов отправляли в отдалённые районы СССР, а корейцев, финнов и поляков выселяли из приграничных областей.
Этим дело не ограничивалось. Уже в 1960-1980-е годы действовал негласный запрет на поступление, обучение в аспирантуре и работу евреев на математических факультетах престижных вузов СССР. Например, абитуриентов могли попросить решить нерешаемую задачу или им просто занижали баллы. Подобным образом нередко «срезали» Дискриминации при поступлении в высшие учебные заведения Советского Союза. действовали для армян, прибалтов и грузин.
В СССР процветал пещерный сексизм, когда мужчинам или женщинам многое было запрещено не из соображений безопасности, а только потому, что так велела традиция.
Многие считают, что в СССР все народы жили в дружбе, а мужчины и женщины имели равные возможности, права и обязанности. Но в реальности всё было намного сложнее.
Начнём с женского вопроса. С одной стороны, большевистская революция ставила одной из своих задач освобождение женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Считается Пушкарев А. М. К историографии «Истории повседневности» и «Нового быта» 1920-х гг. (проблема «Новой половой морали» в работах А. М. Коллонтай). Женщина в российском обществе , что знаменитая коммунистка Александра Коллонтай в своих взглядах во многом опередила западное феминистическое движение 1960-х годов.
Примерами могут служить идеи «нового быта», в котором женщина переставала быть домохозяйкой, могла получать образование и возможности трудоустройства, а также вести свободную сексуальную жизнь. С 1920-х годов начинается Гаранина И. Г. Легализация аборта или большевистский проект «Новая женщина». Марийский юридический вестник реализация этих идей.
Однако революционный пыл достаточно быстро утих, а за ним последовал Здравомыслова О. М. Как рождался «Советский патриархат». Григорий Баткис о сексуальной революции в России. Демографическое обозрение период сталинского «завинчивания гаек». Как уже было сказано выше, женщины потеряли значительную часть свобод - в том числе на аборт и беспрепятственный развод.
К тому же все гендерные предрассудки советский строй не преодолел. Например, женская гомосексуальность не рассматривалась Степанова О. Ю. Противодействие гомосексуализму в российском государстве досоветского и советского периода. Актуальные вопросы борьбы с преступлениями наравне с мужской ни тогда, когда руководство советской страны смотрело на однополые отношения либерально, ни тогда, когда закон их запрещал. Лесбиянство всегда считалось психопатологией, которую нужно лечить.
Эмансипация советских женщин в послесталинскую эпоху также рождала перекосы. С одной стороны, советское государство создавало Марговская М. Гендерный вопрос: специфика советского опыта. Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences условия для того, чтобы женщины могли самореализоваться так, как они считают нужным. В стране открывались ясли и детсады, столовые и прачечные, пропагандировалось использование бытовой техники. Всё это должно было освободить женщин от трудоёмких домашних обязанностей.
В результате женщины успешно заняли важное место в производстве, науке, культуре и спорте. Однако это скорее усугубило проблему неравенства, так как появилась двойная нагрузка: зачастую после рабочего дня женщине приходилось отрабатывать «вторую смену» дома. Общество воспринимало такое положение вещей как данность, и это наглядно демонстрирует фраза из фильма «Москва слезам не верит»:
Защищать и принимать решения - это мужская обязанность, это нормально. Ты же не станешь хвалить женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед.
Reply
Национальный вопрос также всегда остро стоял в СССР. Официальная линия партии провозглашала торжество интернационализма и стирания национальных различий, однако старые пережитки продолжали существовать. Ещё в 60-е годы по линии КГБ в правительство отправлялись отчёты о том, что в национальных республиках сохраняется национальная оппозиция. А когда принимались конституции Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик, из них вычеркнули положения о национальных языках, что вызвало недовольство населения.
Отдельно стоит сказать о советском антисемитизме. И дело тут не только в сталинских репрессиях, когда депортировались целые народы Сталинские депортации. 1928-1953. М. 2005 , обвинённые в тунеядстве, пособничестве гитлеровцам и поддержке связей с малой родиной. Тогда евреев, крымских татар, карачаевцев, ингушей, чеченцев, калмыков и представителей других народов отправляли в отдалённые районы СССР, а корейцев, финнов и поляков выселяли из приграничных областей.
Этим дело не ограничивалось. Уже в 1960-1980-е годы действовал негласный запрет на поступление, обучение в аспирантуре и работу евреев на математических факультетах престижных вузов СССР. Например, абитуриентов могли попросить решить нерешаемую задачу или им просто занижали баллы. Подобным образом нередко «срезали» Дискриминации при поступлении в высшие учебные заведения Советского Союза. действовали для армян, прибалтов и грузин.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment