Sep 03, 2013 17:37
Давно хотел написать - отдельной нелюбовью я не люблю Стивена Кинга. Безусловно, это неплохой писатель, лет в 11-12 им даже можно увлекаться, но при чтении в более позднем возрасте Кинг вызывает зевоту (не тошноту, как Пелевин, а именно зевоту).
По сути, все "хоррор"-произведения Стивена вызывают у меня ужас только одним - тем, что автор не может выбраться из круга мифологической тематики, связанной с выживанием первобытного охотника в диких лесах. Все ужасы и страхи Кинга обставлены современными декорациями, но не следует покупаться на этот прием - фабула произведений остается архаичной и безумно скучной, показывающей прежде всего предел кругозора автора.
Роман "Сияние" - описывает ощущения первобытного человека, заселившего новую пещеру и столкнувшегося с "духами мертвых", также в дело включаются "высшие силы" добра и зла - которые, безусловно, должны тратить свое время на принятие участия в судьбе первобытного человека, как же иначе.
Роман "Бегущий человек" тесно связан с темой противостояния охотника и добычи, а также ожидающей добычи стаи, которая затем в конце романа претерпевает инверсию и превращается в стаю карающую, свергающую своего dominus magnum, что раздавал приказы и выносил приговоры.
Роман "Туман" повествует об охотниках, отправившихся за добычей и попавших в ловушку. Нет ли здесь козней высших сил и страшного колдунства соседнего племени? Этот серьезнейший вопрос автор оставляет без ответа:)
Роман "Оно" рассказывает про боязнь масок и бдительность первобытного человека, который должен распознать под улыбающейся маской коварного врага - чтобы выжить и победить в борьбе.
Есть еще рассказы. "Давилка" - чистейшее описание первобытных обрядов и очеловечивание механизмов в полном соответствии с логикой дикаря (например, работу радиоприемника настоящие аборигены объясняют тем, что "в нем живут духи"). "Дети кукурузы" - страх перед соседним "непонятным" племенем и его колдовскими обрядами - которые нужно обязательно "обезвредить" для выживания. "Бука" - страх перед мертвыми и "вытеснение" их из собственной стаи (и вообще - мало ли чего от них можно ожидать). Во всех рассказах в той или иной форме присутствует раскрытие козней врагов, обезвреживание одного колдунства другим, более мощным, военные походы за скальпами и финальная победа добра над злом для дальнейших удачных походов племени в лес за оленьими трупами.
Все это вызывает жуткую тоску. В книгах Кинга нет ни фабульной изобретательности, ни остроумия, ни, по большому счету, смысла. Так, серенькое чтение для заполнения свободного времени где-нибудь в аэропорту или поезде.
кнiгi