Друзья - сегодня будет очень интересный пост из рубрики в моём блоге под названием
"интервью". В этой рубрике блога я беру интервью у интересных людей с необычной судьбой - там есть интервью с бывшим солдатом-"афганцем", с украинским десантником, с работником Чернобыля и многое другое интересное - так что обязательно кликайте по указанному тегу и читайте про интересных людей и их судьбы.
А в сегодняшнем посте рубрики я беру интервью у одного из наиболее интересных социальных художников современности - Игоря Поночевного, который стал знаменит в интернете под псевдонимом Алёша Ступин. Работы Игоря уникальны - он показывает весь абсурд и трагизм нашего времени через детское альтер-эго, как бы через призму восприятия нашего несовершенного мира ребёнком. Этот детский взгляд чист и светел - диктаторы в нём названы диктаторами, зло названо злом, а абсурд - абсурдом. Алёша Ступин называет вещи своими именами с детской прямотой и бесстрашием - точно так, как андерсеновский мальчик назвал царствующего самодура голым королём.
Долгое время считалось, что эти работы создаёт настоящий ребёнок (настолько точно был выдержан стиль), и только в последние годы стало известно реальное имя их автора. Если вы интересуетесь современной живописью и желаете знать, что сейчас происходит на переднем крае изобразительного искусства - то самое время посмотреть на работы Игоря Поночевного/Алёши Ступина - это удивительный синтетический жанр, который стал возможен благодаря интернету.
Итак, в сегодняшнем посте - интервью с Игорем Поночевным/Алёшей Ступиным - одним из наиболее интересных художников современности. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и
в друзья добавляться не забывайте. И на
телеграм-канал тоже подписывайтесь)
- Игорь - вы без преувеличения один из самых интересных художников, который работает в интересном синтетическом жанре - на стыке большого искусства и мемов из соцсетей. Расскажите, пожалуйста - как вообще появилось это альтер-эго - Алёша Ступин? Почему для донесения смыслов был выбран именно такой ракурс?
На следующий день после аннексии Крыма я нарисовал псевдо-детский рисунок, высмеивающий ликование в России по поводу присоединения Крыма к России «Папа и дядя Серёжа празднуют над фашистами». А через день подумал, что такие рисунки можно рисовать постоянно. И решил, что надо придумать персонажа. Фамилию придумал «Ступин» (близко к «путин»), имя «Алеша».
- Это сознательная гражданская позиция или просто рефлексия на всё происходящее? Хотите ли вы своими работами добиться какого-то результата, что-то изменить?
Да, конечно, и то и это. И рефлексия (в смысле «не могу молчать») и попытка открыть глаза тем, кто поддержал «крымский консенсус». Патриоты, глядя на картинки, полагаю, меняются, не желая быть высмеянными, хотя это очень непросто.
- А может ли искусство в целом и изобразительное искусство в частности вообще что-то изменить в нашем мире? Или фраза Достоевского "красота спасёт мир" осталась в далёком прошлом?
Может, да, но не явно и не сразу, всё происходит постепенно. Красота не спасает мир одномоментно, это очень сложный и не прямолинейный процесс.
- Я заметил, что ваши новые работы выполнены в чуть более сложной технике, чем самые первые. Возникает очень интересное ощущение - словно Алёша Ступин стал немного старше. Это внутреннее развитие стиля, концептуальная задумка - или просто так получилось случайно?
Этот отход от детскости был обусловлен тем, что меня «раскусили», что не ребенок рисует. Первые пару лет были нешуточные дебаты, кто это рисует? Рен ТВ выходило на меня, чтобы я им предоставил ребенка для съемок фильма. Поэтому я отказался от примитивного стиля, желая достичь большего реализма в работах.
- В таком случае - может ли Алёша Ступин как альтер-эго стать полностью "взрослым"? Или он навсегда останется ребёнком?
Сейчас это уже такая игра, в которую играет и автор и зритель. Когда мне надо - я апеллирую к детской логике или смыслу, это довольно удобно, поэтому вряд ли АС повзрослеет. Так что вечный ребенок.
- Художники прошлого часто цитировали друг друга - к примеру, Сальвадор Дали часто ссылался на "Анжелюс" Жана-Франсуа Милле, то так то эдак вращая композицию этой картины. В ваших работах тоже можно увидеть повторяющийся мотив - "Девочка на шаре" Пикассо. Почему именно эта работа и этот художник?
На самом деле у карикатуриста очень ограниченный арсенал средств. Для обыгрывания каких-то сюжетов не так много материала. Иногда автор берет знаковую в общепринятом смысле работу и переделывает ее. Я иногда использую самые узнаваемые работы, но их не так много. Например, «Крик» Мунка, «Три богатыря» Васнецова, указанную работу Пикассо и некоторые другие. Их просто не очень много самих по себе: знаковых и узнаваемых.
- А работаете ли вы в других художественных стилях?
Да, конечно. Я пишу холсты маслом, делаю классические фрески. В станковой живописи я работаю в разных стилях - меня знают, например, по супрематическим иконам или анималистическим богородицам.
- Как ваши близкие относятся к вашему творчеству, в частности к проекту «Алёша Ступин», разделяют ли ваши взгляды?
Жена полностью поддерживает, она даже стала «мамой Алёши Ступина». Подсказывает сюжеты, ищет новостные идеи, пиарит в телеге, твиттере, инстаграме, тик-токе.
- На пост-советском пространстве не так много известных художников, которые успешно занимаются отражением пост-советской действительности, смотрят на неё с критических позиций. Общаетесь ли вы с «коллегами по цеху», поддерживаете ли отношения?
Я общаюсь с Ёлкиным, но знаю его только онлайн, лично общаюсь офлайн с Канатом Ибрагимовым из Казахстана, он акционист, сотрудничал с Гельманом, висит в Третьяковке, живнт в Сан-Хосе. Мы с ним делаем разные перфоменсы - например, шаманские камлания на берегу Тихого океана, изгоняем Путина и Назарбаева.
- Есть ли у вас сейчас выставки, если да - то где они проходят? Что говорит публика, которая приходит на них?
В прошлом году была большая выставка в Тракай (Литва), её организовывал Марат Гельман. На фото он вместе с Каспаровым вешает мои картины. Всего было выставлено около сотни работ.
- А реально ли провести вашу выставку в современной России? Или это из области фантастики?
Реально, закроют или нет, разгонят или нет - это зависит случайных факторов. Цензура есть, но она очень избирательная, насколько я понимаю. Но мне сложно судить, я уехал из России в 2015 году. Многие картинки не могут публиковать даже в оппозиционных пабликах и журналах, опасаясь, например, Кадырова.
- Какие самые нелепые и смешные комментарии оставляют читатели? Обвиняют ли в работе на Госдеп, масонов и рептилоидов с Марса? Вообще - общаетесь ли вы с публикой, обратная связь для вас важна?
На самом деле, реакция всегда очень благожелательная, что удивительно, и это я приписываю волшебной силе искусства. Основная претензия, которую раньше высказывали притивники «прячусь за спину ребенка». Еще один из способов критики: «не похоже», или «зациклен на Путине».
Ну а в целом - даже ватники и поцреоты смеются, узнавая себя в карикатурах. Негативно относятся к картинкам в адрес Кадырова. Но вообще негативной реакции всегда очень не много. Кстати, Милонов как-то написал в личку, ругался.
- А как именно ругался? Обвинял в шатании скреп)?
Неприлично:) Обвинял в том, что я «бандеровская сука». Большинство критиков кстати уверены, что я украинец и живу в Украине - поэтому они особо не ругаются, полагая это бесполезным, вся ругань у них сдулась через пару лет после начала войны в Украине.
- Знаю, что ваши работы неплохо продаются. Есть ли какой-то «усреднённый портрет» ценителя вашего творчества? Кто в основном покупает картины?
Очень плохо продаются (шучу). Калифорния очень дорогое место, поэтому здесь на вырученные деньги не прожить. Покупают в Украину, Россию, Европейские страны, больше даже покупают холсты. Усредненного нет, но есть возрастающая тенденция покупать «про запас, вдруг я умру и картинки резко вырастут в цене:)» Многие не скрывают, что берут «вкладываясь». Холсты покупаются лучше. Больше всего покупают в США - мои работы начинают покупать нерусскоговорящие американцы.
- И под занавес интервью традиционный вопрос - творческие планы на ближайшее будущее.
Планы - сделать на Планете.ру очередной крауфандинг,
сборник рассказов Алеши Ступина (кликабельно). Писать мне нравится больше, чем рисовать. До этого я печатался только как Игорь Поночевный - а это будет первая книжка рассказов от авторства Алеши Ступина.
Вот такое интервью у нас получилось. Обязательно подписывайтесь на страницы Игоря в соцсетях, чтобы ничего не пропустить - свои новые работы он публикует именно там. И, разумеется поддерживайте талантливых хужожников, покупая их работы и поддерживая их проекты:
https://www.facebook.com/aleshastupin/http://aleshastupin.com/https://vk.com/alesha.stupin https://twitter.com/ponochevny А в комментариях напишите, что вы думаете про картины Игоря и вообще про искусство протеста. Может ли оно изменить мир?
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)Подписывайтесь на мой канал в telegramПодписывайтесь на меня в facebookНа ютуб-канал тоже подписывайтесь:)Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте Подписывайтесь на мой твиттер _____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про одного из самых интересных художников современности, нажав на кнопочку ниже: