Палiчка з кнiгамi, выпуск 12.

Mar 06, 2013 14:19



Читаю Свифта, "Приключения Гулливера".



Оказывается, помимо всем известных с детсвта "Приключений Гулливера в Лилипутии", Свифт написал еще три части "Приключений", в которых Лемюэль Гулливер посетил еще несколько стран. При прочтении их я испытал что-то вроде расширения сознания - настолько это гениальные тексты и настолько они меняют перспективу того, что происходило с Гулливером в стране Лилипутов.





Во втором путешествии Гулливер отправляется в Бробдингнег, в просторечии "Страну великанов". Почувствовав себя гигантом и центром внимания в Лилипутии, в Стране великанов Гулливер становится просто маленькой песчинкой, существом вроде домашнего хомячка, который под страхом голодной смерти выполняет все приказы хозяина.

Если в Лилипутии основным занятием Гулливера была охрана границ - то в Стране Великанов Гулливер является просто настольной игрушкой, показываемой на потеху толпы за деньги. Свифт описывает привязанность Гулливера к своей нянечке - девочке-подростку. Любовью это назвать очень трудно, так как эти эмоции возникли в результате страха и осознания собственной беспомощности. Интересны и наблюдения Гулливера за внешностью огромных людей - их кожа кажется ему достаточно отвратительной, неприятной. Это очень ценное и важное наблюдение, так как, собственно, вся красота и привлекательность "работает" только в определенных масштабах, при рассмотрении с увеличением превращаясь во что-то совершенно противоположное.



Обладая справедливыми законами, Страна великанов живет достаточно размеренной и спокойной жизнью, в которой отсутствуют войны. И если в Лилипутии Гулливер ощущал себя "королем мира", принадлежащим к "высшей расе", то вот как охарактеризовал обычных людей король Страны великанов, выслушав рассказы Гулливера: "Мне кажется, что до сих пор вам удалось избегнуть многих пороков вашей страны. Но факты, отмеченные мной в вашем рассказе, а также ответы, которые мне с таким трудом удалось выжать и вытянуть из вас, не могут не привести меня к заключению, что большинство ваших соотечественников принадлежит к породе маленьких отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земле".



В следующей стране, на летающем острове, Гулливер также изучает нравы местного населения, его философию и взгляды на мир. В этом государстве существуют особые люди, которые наделены вечной жизнью - по началу Гулливеру это показалось замечательным, он стал с воодушевлением описывать то, как бы он сам провел подобную жизнь - но жуткая реальность вносит коррективы в его взгляды - по сути, вечная жизнь оказывается вечной старостью, вот как он описывает струльдбругов-бессмертных: "Достигнув восьмидесятилетнего возраста, который здесь считается пределом человеческой жизни, они, подобно смертным, превращаются в дряхлых стариков. Но, кроме всех недугов и слабостей, присущих вообще старости, над ними тяготеет мучительное сознание, что им суждено вечно влачить такое жалкое существование.

Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны и болтливы, - они не способны также к дружбе и любви. Естественное чувство привязанности к своим ближним не простирается у них дальше чем на внуков. Зависть и неудовлетворенные желания непрестанно терзают их. Завидуют они прежде всего порокам юношей и смерти стариков. Глядя на веселье молодости, они с горечью сознают, что для них совершенно отрезана всякая возможность наслаждения. При виде похорон ропщут и жалуются, что для них нет надежды достигнуть тихой пристани, в которой находят покой другие. Счастливчиками среди этих несчастных являются те, кто потерял память и впал в детство. Они внушают к себе больше жалости и участия, потому что лишены многих пороков и недостатков, которые свойственны остальным бессмертным."



После знакомства со струльдбругами-бессметртными Гулливер стал стыдится тех заманчивых картин бессмертия, которые еще недавно рисовало его воображение.

Затем Гулливер посещает еще несколько стран, в результате чего в его сознании возникает своеобразная таксономическая цезура - он понимает, что "обычные люди" считают себя достойным видом только потому, что не имеют точки для сравнения. Если занять независимую позицию, то с этой перспективы человек и человечество со всеми своими религиями и войнами выглядят достаточно неприятно - вот основная мысль, проходящая через всю книгу Свифта.

Отдельно хочется сказать о возвращениях Гулливера из путешествий - ему очень сложно опять вливаться в ту среду, которая с детсва казалась ему чем-то "нормальным". Он подолгу привыкает к виду людей, к их привычкам и нравам - после возвращения из страны великанов все вокруг казались ему какими-то странными карликами, а после возвращения из страны разумных лошадей Гулливер не мог выносить вида человеческих зубов и когтей, упав в обморок при виде собственной жены.

___________________

Свифт написал замечательные книги. Несмотря на всю мизантропию, они полны гуманизма - так как показывая ужасы человека, они взывают к его лучшим сторонам, к добру и человечности. Очень рекомендую всем, кто вообще не читал Свифта или тем, кто знает его только по стране Лилипутов.

Палiчка з кнiгамi

Previous post Next post
Up