Часть комментаторов в моем
предыдущем посте про советскую торговлю возмутилась абзацем про нерациональность системы покупок в советских гастрономах - мол, не было такого, что покупателям нужно было отстаивать три очереди, чтобы купить один товар, было самообслуживание.
Из того, что помню я - самообслуживание было только в крупных магазинах, вроде минской "Риги" на улице Сурганова, недалеко от которой я жил в то время. "Рига" была создана по образцу западных супермаркетов - все товары были выставлены на полках и торговых рядах, покупатель брал тележку, набирал все, что нужно, и шел на кассу. Точно так же, кстати, был устроен и универмаг в Припяти, о котором я писал в посте про
припятские магазины.
Однако такой принцип торговли стал появляться уже в позднем СССР, да и то только в крупных новых магазинах. Маленькие магазины до самого конца СССР и еще несколько лет в постсоветскую эпоху продолжали функционировать по жутко неудобному алгоритму, который был даже проиллюстрирован в советских учебниках по русскому языку. Хорошо помню эту иллюстрацию о походе девочки в булочную, где для покупки простого батона девочка Зоя совершала несколько сложных и неудобных действий.
Система работала следующим образом - для осуществления даже самой простой покупки человек должен было совершить целых три операции - взвесить товар (отстояв очередь), выбить на него чек (отстояв очередь) и затем получить товар (также отстояв очередь). Причем, по такой системе очень часто функционировали лишь мясной и молочный отделы в магазине, а если вы планировали взять что-то еще из еды (скажем, пакет муки и макарон) - то вам нужно было стоять еще и четвертую очередь на общую кассу на выходе из магазина.
Почему было так? Да всё потому же - по причине отсутствии конкуренции и свободного рынка. Если бы сейчас какой-то магазин вздумал бы ввести у себя столь неудобную систему, то загнулся бы за пару месяцев из-за отсутствия покупателей, а при отстутствии конкуренции и выбора людям приходилось пользоваться тем, что есть. Пока с высоких трибун раличные "деятели" пафосно рассуждали об успехах советской кибернетики, на простом бытовом уровне не была решена даже самая простейшая задача оптимизации покупок. В этом, кстати, и есть вся суть СССР.
Да, еще и продавцы в таких магазинах чаще всего вели себя по-скотски - потому что, по сути, совершенно не были заинтересованы в покупателях.
______________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже: