Эдвард Мунк и эстетика духовной пустоты

May 05, 2012 15:24




Москва. 3 мая. INTERFAX.RU - Картина норвежского символиста Эдварда Мунка "Крик" продана во вторник на нью-йоркском аукционе Sotheby's за рекордные 119,9 млн долларов. Покупатель полотна пожелал остаться неизвестным.

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=243958

Вот что писал о своей картине автор:
«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы - солнце зашло, небо окрасилось в кровавокрасный цвет - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черноголубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха»

Таким образом, содержательно данная работа представляет собой отображение внезапно возникшего беспричинного ужаса. Такое состояние свойственно больному человеку. Беспричинная тревога, приступы животного страха - все это симптомы психической болезни.
Из биографии автора:
«Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу»

Художник изображает то, что ему близко и знакомо. Итак, психически больной человек изображает свой внутренний мир. Кому нужен внутренний мир психопата? Чем может обогатиться зритель от общения с такой картиной? Ничем. В данном случае мы имеем очередное воплощение эстетики безобразного, эстетики духовной пустоты. За этой картиной не стоит ничего: ни труда, ни старания, ни творческого замысла, ни культурного слоя, ни малейшей духовной работы автора над собой. Содержательно - пощечина, по исполнению - плевок в зрителя.

Вот тот-то и возникает вопрос: откуда такая бешеная цена? За что платим? Может быть, покупатель - идиот?
В журнале «Наше Наследие» в 1990 году великий русский писатель Владимир Солоухин писал:
«Разве не тревожный симптом - уже упомянутая мною выставка-аукцион в Центре международной торговли? Я видел там большой лист фанеры, в середине которого без всякого грунта было наляпано голубоватое пятно. Называется этот лист фанеры «Фрагмент неба». Этот лист фанеры был куплен, как говорят, за несколько тысяч фунтов стерлингов. Тревога здесь не в том, что какой-то идиот купил за такие деньги лист фанеры. Тревога в том , что он не идиот. Тревога в том, что существуют, значит, силы, располагающие как огромными деньгами, так и пропагандистскими средствами, которые поддерживают этих шарлатанов. Почему? Зачем? Об этом вероятно,надо размышлять особо.»

Как мы уже писали (см. http://maxim-kurepin.livejournal.com/2931.html) сегодня гадать, для чего это нужно не требуется. Бешеные цены на все аморальное и безобразное - продуманная масштабная кампания по развращению зрителя и уничтожению искусства.
Как с этим бороться? Тут нужно запускать обратный процесс. Воспитывать общество. Сегодня воспитание возможно только через воцерковление (ведь у нашего общества не осталось никакого иного института традиционных ценностей кроме Русской Православной Церкви). Итак, сейчас для культуры и искусства жизненно необходимо, что бы появлялись православные художники, искусствоведы, музейщики, бизнесмены, политики. Они будут создавать и активно поддерживать созидательные, глубокие, нравственные работы, передающие красоту божьего мира, независимо от техники исполнения. Когда общество возвысится, когда бизнесмены создадут фонды, сравнимые по величине с нобелевскими, а православные искусствоведы спрос на Красоту, тогда в цене и престиже поднимутся мастера жизни, красоты и света, а мастера безобразного и аморальщины уйдут в прошлое (или откуда пришли - на дикий запад).

антиискусство, культура

Previous post Next post
Up