Варлам Шаламов, обобщая свой лагерный опыт, делает вывод, что лучше всех в нечеловеческих условиях лагеря держались верующие. Хуже всех крайнее испытание порядочности и нравственной стойкости проходили атеисты. Большая образованность и развитый интеллект сами по себе, как в случае с интеллигенцией, ничем не могли помочь против невыносимых условий быта.
Эта оценка Варлама Тихоновича особенно ценна тем, что она дается с противоположной стороны: будучи сыном священника, он в своих воспоминаниях разных лет неоднократно называет себя безбожником. Итак, наиболее честные и принципиальные атеисты вынуждены признавать, что только христиане способны оставаться людьми там, где все остальные превращаются в зверей:
Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, - это религиозники - сектанты - почти все и большая часть попов.
Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные.
Увидел, каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха.
Далее приведу еще несколько наблюдейний Варлама Тихоновича. Напомню, что за каждое из них он заплатил кровью, ежедневным страданием на протяжении более чем 15-ти лет:
К вопросу отказа современной цивилизацией от своих обязанностей по воспитанию детей:
Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели - при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
О Сталине, большевистских методах судопроизводства:
Понял, что сталинские «победы» были одержаны потому, что он убивал невинных людей - организация, в десять раз меньшая по численности, но организация смела бы Сталина в два дня.
Побои как аргумент почти неотразимы (метод № 3).
Узнал правду о подготовке таинственных процессов от мастеров сих дел.
В каждой области были свои лагеря, на каждой стройке. Миллионы, десятки миллионов заключенных.
Что в лагере никаких преступников нет, что там сидят люди, которые были рядом с тобой (и завтра будут), которые пойманы за чертой, а не те, что преступили черту закона.
О лагере и ворах (существует большая иллюзия, поддерживаемая много десятков лет художественной литературой и кинематографом, что воры - в общем, славные ребята, в трудной ситуации занимающие сторону слабого. Шаламов активно борется с этой иллюзией, подробно описывая жизнь уголовников в лагере, которые опускаются тем ниже, чем тяжелее условия быта, доходя до самых противоестественных мерзостей. Так, в лагере, большинство воров - педерасты. Бегут во льды, взяв с собой "фраеров" - на мясо. В главе "женщина блатного мира" раскрывается еще одна степень мерзости блатарей. Вообще, всячески рекомендую "Очерки преступного мира" В.Шаламова для тех, кто не в теме):
Понял, что воры - не люди.
Убежден, что лагерь - весь - отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя - это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать. На всех - заключенных и вольнонаемных - лагерь действует растлевающе.
Шаламов о самом себе:
Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека - если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей - таких же арестантов, как я.
И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, - в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.
Горжусь, что ни одного заявления до 1955 года не писал (в 1955 г. Шаламов написал заявление на реабилитацию).