О духовном в искусстве

May 14, 2012 13:26

Интересная статья Татьяны Левиной "о духовном в искусстве". Ссылку на нее мне дал freesopher, за что ему большое спасибо. Недавно я рекомендовал книгу А. Яхнина "Антиискусство. Записки очевидца". Этой книгой Андрей с открытым забралом выходит на битву с деятелями от антиискусства, направившими все свои колоссальные силы на борьбу с Церковью. С одной стороны, не все так могут: есть объективная реальность быть задавленным указанными силами. С другой стороны, в пылу битвы можно переусердствовать и лишиться некоторых полезных возможностей.

В своей статье Татьяна ставит вопросы арт-среде, на которые и нам хотелось бы получить ответы:
"Каковы причины непонимания современной арт-средой искусства, ориентированного на Возвышенное и духовный опыт? Этот вопрос задает Джеймс Элкинс в своей книге “On the Strange Place of Religion in Contemporary Art” (2004), так что “религиозный дискурс” игнорируется не только в России. Элкинс говорит, что арт-журналы принимают статьи, связанные с религией, только если они критикуют религию."

Задает вполне обоснованные вопросы и к нам православным:
"Можно долго говорить об игнорировании религиозного в современном искусстве, о том, как это связано с нехваткой культурного багажа, или попросту безграмотностью в истории искусства, если бы не одно но. Дело в том, что не одни только современные художники игнорируют религию, даже не пытаясь узнать, что именно они критикуют. Церковь также упорно игнорирует современное искусство."

Вот комментарий Татьяны Левиной на книгу Андрея Яхнина:
"На мой взгляд, книга “Анти-искусство” - это пример непонимания православными различия в путях постижения Бога. Ярлык “сатанизм”, примененный к Малевичу или другим абстракционистам, - это запрет через абстракционизм прийти к русской иконе, и далее, к православию."

То есть, Яхнин ошибается, когда пишет о намеренной подмене божьего сатанинским в работах Малевича. А на самом деле человек таким образом искал Христа. Хотя ни Малевич, ни Кандинский христианами не стали. Вот мне интересно, а насколько это вообще возможно "через абстракционизм прийти к русской иконе, и далее, к православию". Есть ли примеры?
Может быть действительно не стоит вступать в полемику с устоявшимися мнениями в области искусствоведения и приобрести через это некоторые миссионерские возможности?

цитаты, антиискусство, религия

Previous post Next post
Up