Не оставляя по возможности молитвы и покаяния, бросим беглый взгляд в ту степь или в ту сторону, в которую зачастую глядеть гнушаются люди одухотворенные. Бросим взгляд в сторону политики. Международной. Мы люди маленькие, отнюдь не созерцатели. Нам можно.
В Россию недавно приезжал Саудовский король. Вообще, ему ездить не пристало. Не королевское это дело. Но вот приехал. Значит, нужда была велика. Потом премьер-министр России поехал в Марокко. Большие дела решал. Плюс Россия силами ВКС давно уже воюет в Сирии (храни наших, Господи!), помогая Асаду сохранить страну в законных границах и залить попутно сала за шкуру тем, что якобы мусульмане, но не таковы, а сонмище сатанинское. Перед нами в плане географии: Ближний Восток, страны Магриба, Аравийский полуостров. Восток в чистом виде. Восток, который, как говорил красноармеец Сухов, есть дело тонкое.
Кроме всего сказанного, есть еще Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), есть стратегические отношения России с Китаем, есть восстанавливающиеся связи с бывшими азиатскими республиками СССР (Киргизия, Туркмения, Узбекистан…). Есть Вьетнам, Индия, обе Кореи. Все в поле нашего интереса. А что на Западе? А на Западе прошли учения «Запад 2017», переполошившие экспертов и обывателей. И санкции продолжаются, вопреки очевидной бессмыслице. Поведение бывших партнеров описывается словами «безумству храбрых поем мы песню». Да, планы цветных революций пересматриваются с учетом бывших неудач. На Западе у нас есть танки, пушки, самолеты. Все смазано, все готово, если что (не дай Бог), к действию. И все это напоминает мне поведение Александра Невского во времена оны, когда груз ответственности за Русскую землю лежал на его плечах.
Александр бился на западе и мирился на востоке. Он держал меч наточенным и расчехленным в пределах Пскова и Новгорода, а союзников и друзей искал в большой степи, за «войлочными стенами». Он даже побратался с сыном Батыя Сартаком, чтобы войти в родство с Великой Степью и дать своей земле вожделенный отдых. Что-то похожее происходит и сейчас. Причем происходит как бы помимо нашей воли.
Дело в том, что нам естественно было бы дружить и брататься с детьми и внуками христианской цивилизации. У нас должна быть одна мысленная парадигма, одно культурное поле, одна этическая система и похожие исторические интересы. Так оно и есть. Но только на уровне отдельных совестливых граждан, пусть даже исчисляемых миллионами. На уровне же государственной политики наше желаемое братство превращается в братство Каина и Авеля. Каин - это, напомню, старший брат. И точно как Каин, с позиции гордого старшинства и личной корысти с нами и ведет себя всю жизнь коллективный Запад. У него есть интересы, есть специфическая улыбчивая подлость, вдоволь лукавства и двойных стандартов… А еще остро отточен нож, который в руке за спиной. В этой ситуации Россия сотню раз уже попадала в ситуацию родственника младшего и наивного. Она целоваться, а ей по зубам. Она обниматься, а ей по печени. Рано или поздно наступает момент, похожий на раздражение апостола Павла. Тот, раздраженный упертостью иудеев, сказал однажды: Иду к язычникам! И Россия, сто раз обманутая, по необходимости говорит Западу: «Все! Иду на Восток! Для вас кулак, для них рукопожатие».
Дело таково, что это не вчера началось и не завтра кончится. А раз так, то следует уяснить одну простую вещь. Мозги у нас евроцентричны. Это следует расценивать как болезнь. Идеологически сегодня Запад либо вяло атеистичен, либо активно безбожен. Его экономическое шаманство, его новейшая культура и пресловутые «ценности» - это поток непрестанного богоборства. На Востоке не так. Не зная Бога по имени, Восток боится Неба, как монголы боялись во времена оны. Боится Неба и не хочет его гневить. Если Восток толерантен, то не от безразличия, а от благоговения перед непостижимым. С Востоком легче говорить о метафизике. Вот только мы его не знаем или знаем плохо. А пора бы уже (давно пора) обеспокоиться выращиванием кадров по востоковедению, так чтобы у нас были в достатке культурологи, переводчики, политологи, съевшие собаку (конечно образно, а не как в Корее) на делах восточных. Это нужно государству. Церкви тоже это нужно.Восток смеется, как фарфоровый китайский болванчик. Иногда не мигая смотрит, как насекомое. Иногда истошно кричит что-то свое и пляшет, потрясая кулаком в воздухе. Иногда не разгибаясь обрабатывает грядку возле дома. И никогда, ни в одном из перечисленных случаев, не знаешь наверняка, о чем он думает. А между тем нам с ним жить. Может быть, даже ему проповедовать. Но в любом случае - строить добрые отношения соседей, понимающих язык друг друга и знающих, какой у кого скоро праздник.
Все это звучало бы вызывающе и революционно, если бы в далеком XIII веке один из наших лучших князей уже так не поступал. Он скакал много раз бескрайними просторами в Орду, чтобы разговаривать и советоваться; и он же скакал в сторону Невы и Чудского озера, чтобы обнажить меч. Он искал друзей на Востоке и дрался на Западе, и в этом проявился его политический и военный гений. Что-то подобное происходит и сейчас. И не потому, что мы так хотим, а потому что нас к этому вынуждают.
автор протоиерей Андрей Ткачев