Рождество Христово. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим
Паремия (греч. παροιμία - сказание) - элемент богослужения: фрагмент из книг Ветхого Завета, который торжественно прочитывается за богослужебными чинопоследованиями в традициях Православной и Католической Церквей.
Паремии, как правило, содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается. Богослужебная книга, в которой собраны паремии, в Православии носит название «Паримейник» (иначе: «Паримийник»).
Возможно, что существует историческая связь между чтением паремий и чтениями синагогальных гафтара (ивр. הַפְטָרָה) - отрывков из книг Пророков, завершающих публичное прочтение недельной главы Торы (Пятикнижия) в субботние и другие праздничные дни, включая торжественные службы постных дней. Таким образом провозглашалось единство ветхозаветного откровения в его разных частях (то, что мы теперь называем «параллельные тексты Библии»).
Чтение паремий в христианской традиции может восходить к самым древним временам, когда верующие собирались на всенощные богослужения, завершавшиеся совершением Литургии. Большая часть этих ночных бдений и заключалась в чтении библейских текстов: читались ветхозаветные Писания, а народ, сидя, слушал эти сказания (παροιμία). Книги в то время достаточно дорого стоили, и не всякая семья могла себе позволить их покупку, что и восполнялось публичными чтениями за богослужениями.
С другой стороны, чтением ветхозаветных паремий провозглашалось единство христианской Библии - книг Ветхого и Нового Заветов: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39); «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24: 27). Вот это словосочетание - «во всем Писании» - подчеркивало единство доминирующей темы всего библейского откровения, темы свидетельства о Господе Христе Иисусе. И если вспомнить, что Библией апостолов и первых христиан по преимуществу был Ветхий Завет (см.: Деян. 15: 21), тогда становится более понятным присутствие за богослужением текстов из ветхозаветных книг.
Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανών). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла.
Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий.
В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано?
В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие.
«Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)»
[1].
Полностью:
http://www.pravoslavie.ru/99900.html