Для спокойного и внимательного чтения людям, которые любят думать (за что отдельное спасибо автору - можно даже не дочитывать до конца - автор подрасывает тумы для размышлений практически в каждом обзаце):
Православие и католичество в опыте молитвы
"В религии мысль воплощается в дела, теория - в практику, богословие налагает явственный отпечаток на антропологию. Человек склонен постепенно уподобляться тому, во что он искренне верит. И религии вполне сознательно развивают свои способы воздействия на своих адептов с тем, чтобы человек перестроил свой внутренний мир по тем нормам, что приняты в данной традиции. И, значит, разница религий - это не столько разница теорий, то есть правоверия и кривоверия, сколько различные духовные практики, то есть православия и инославия, ортодоксии и гетеродоксии. Различие духовных традиций - это прежде всего различие их молитвы, которое в конце концов ведет к созданию различных антропологических ликов конфессий.
«Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа», - писал священник Александр Ельчанинов. И постановку этой души желательно вести по избранному звучанию камертона. А если камертон сфальшивил, если то, что привычно считается чистым звуком в одной традиции, есть нестерпимая какофония с точки зрения другой? Подлинной ересью является как раз не столько ино-мнение, сколько ино-славие.
Поскольку же человек научается молитве не из учебников, а по опыту соучастия в молитве уже существующей и уже молящейся общины, то вполне понятен канонический запрет на совместную молитву с еретиками. Он связан не с опасением, что пятидесятник, говоря «Отче наш», обращается к диаволу, а с нежелательностью заимствования инославного образа богообщения.
Есть своя правда в словах А.Ф. Лосева: «Молиться со стеариновой свечой в руке, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно только отступивши от правой веры. Это - ересь в подлинному смысле, и подобных самочинников надо анафематствовать». Ведь действительно - ересь…
Если бы религия сводилась к догматике, то можно было бы принудить группы экспертов-богословов к соглашениям, примиряющим интерпретации евангельских текстов. Но образы молитв и образы «внутренних человеков» нельзя изменить принятием экспертного консенсуса. «Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?» - вопрошал св. Григорий Палама.
И насколько жизненный опыт разных религий различен, что в конце концов разные «внутренние человеки» рождаются в них. И эта разница сокровенных антропологических реалий (я надеюсь, не надо пояснять, что духовная антропология не имеет ничего общего с медицинской или расовой) проявляется даже внешне."
Полностью:
http://www.odinblago.ru/ekumenizm/kuraevvyzov/kur8/