Оригинал взят у
philologist в
Какими будут последние дни человечества?85 лет назад, в декабре 1918 года, в Вене была впервые опубликована полная версия драмы "Последние дни человечества". Это необычное произведение во многом определило пути развития театра в XX веке.
О Карле Краусе (Karl Kraus) долгие годы не вспоминали. Сейчас в немецкоязычных странах о нем пишут все чаще, и особенно много - о драматическом произведении "Последние дни человечества", которое этот замечательный австрийский писатель, поэт и публицист опубликовал 85 лет назад, в декабре 1918 года.
Эта апокалипсическая пьеса, "предназначенная для марсианского театра", как охарактеризовал ее сам автор, считается одной из первых документальных драм в истории театрального искусства и, возможно, лучшим образцом жанра. Она во многом предопределила развитие этого направления в театральном искусстве.
На грани фола
При жизни Краус, родившийся в Богемии и еще в школе увлекавшийся театром, был обязан своей славой не драме, а журналу Die Fakel ("Факел"), который с 1899 года выходил в Вене. Карл Краус был его создателем, главным редактором, а с 1911 года - единственным автором. Журнал пользовался огромным успехом. Краус высмеивал в нем все и вся, язвительно и на грани фола критикуя "вырождение" европейской культуры и фрейдизм, социалистов и священников, сионистов и феминисток, опасность создания "Великой Германии" и свободную печать... Последней особенно доставалось. Знаменит один из афоризмов Крауса: "Что такое журналистика? Это способность высказывать любые мысли при полном их отсутствии". Он ненавидел "черную магию прессы", считая ее ответственной чуть ли не за все беды эпохи.
Краус выпустил четыре книги афоризмов, которые считаются образцом литературного стиля и скандальным антитезисом политкорректности. Чего стоит, например, такая фраза: "В глазах женщины должны отражаться не ее мысли, а мои". Или такая: "Я и моя аудитория хорошо понимаем друг друга. Она не слышит того, что говорю я, а я не говорю того, что она хотела бы услышать".
"Последние дни человечества" - совершенно новое слово в истории драматургии. Это соединение художественного вымысла и документальности, причем в самом широком смысле. Автор цитирует газетные статьи и правительственные указы, донесения с фронта и современные ему литературные произведения. В драме невероятное число действующих лиц, ее география головокружительна.
"Последние дни человечества" - совершенно новое слово в истории драматургии. Это соединение художественного вымысла и документальности, причем в самом широком смысле. Автор цитирует газетные статьи и правительственные указы, донесения с фронта и современные ему литературные произведения. В драме невероятное число действующих лиц, ее география головокружительна.
От классического единства места, времени и действия в "Последних днях" не осталось и следа. Исторические события перемешаны с вымышленными сценами и диалогами, о чем Краус, кстати, предупреждает, еще больше запутывая зрителя и читателя: "Самые невероятные разговоры, которые здесь ведутся, именно так и звучали дословно, а самые невероятные выдумки - это цитаты".
Коллаж конца света
Это драма о конце света. Апокалипсический эпилог называется символично: "Последняя ночь". Это поле боя. Раненые, убитые, дым, кровь, кровавый крест на небе, гиены с человеческими головами, главная из которых (она же - антихрист) - газетный издатель... Все эти видения записывались Краусом во время Первой мировой войны, когда впечатления были еще свежи. О том, чтобы поставить "Последние дни человечества" на сцене тогда не могло быть и речи. Да и как поставить? В напечатанном виде драма представляет собой своеобразный гезамткунстверк - универсальное произведение искусства. И все же Карл Краус решился сделать сценический вариант. В январе 1923 года "Последние дни человечества" были поставлены в главном драматическом театре Вены - Burgtheater - и неожиданно для всех получили очень хорошую критику.
Краус, который, кстати говоря, и сам сыграл в этом спектакле, убрал пролог и эпилог, около половины из 200 сцен, в том числе - почти все декларативное морализаторство. Это благотворно сказалось на драме, которая с тех пор ставилась много раз: в Вене, Базеле, Варшаве, Эдинбурге, Амстердаме, Бремене и многих других городах. В 1974 году, к столетию Крауса, австрийская телерадиокомпания ORF сделала радиоспектакль по полному варианту "Последних дней человечества". Этот своеобразный сериал состоял из четырех частей, а заняты в нем были 160 актеров.
Автор: Ефим Шуман
www.dw.de