Тезисы конспекта лекции

Nov 13, 2013 22:44

В каком отношении к убийству находится Бог?

Как Он допускает (попускает) убийство?

Не в Его ли силах остановить убийство?

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10, 29-31)

Тем более, что бывают случаи, когда человек должен был погибнуть, но остался жив чудесным образом.



В каком отношении к убийству находится Бог?

Как Он допускает (попускает) убийство?

Не в Его ли силах остановить убийство?

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10, 29-31)

Тем более, что бывают случаи, когда человек должен был погибнуть, но остался жив чудесным образом.

Человек может быть «достоин смерти» в двух случаях:

- чтобы остановить его от дальнейшего падения,

- и наоборот, если он уже «отбыл» своё на грешной земле и готов к встрече с Всевышним (насколько это вообще возможно в человеческой жизни).

Соблазнительно ставить вопрос - своего рода обращение к Господу: «Ну если Ты меня не остановил, если Ты допустил этому человеку погибнуть от моей руки, - значит так ему и надо? Значит я - своего рода орудие Твоей воли.

Не так. Рассматривать данный вопрос надо с точки зрения логики того мира, в котором мы оказались волею праотца нашего Адама. Адам выбрал человечеству путь опытного познания зла. Что это значит? - Можно знать о зле - теоретически. Разве Бог не знает о зле? - Знает все, больше и лучше других. Но Он не творит зла ни единым своим действием. Более того Он единственный способен обращать зло во благо. Таким же знанием обладал и Адам. Но актом грехопадения и нераскаяния Адам выбирает путь не теоретического, а практического познания зла. На это, собственно и старался спровоцировать его сатана. Ну в самом деле, - целью было ну никак не желание накормить прародителей человечества новыми фруктами.

Адам нарушает заповедь, что ведет к мгновенному изменению его состояния (мы не знаем, каким оно было до грехопадения) - изменения видны по реакции Адама и Евы (И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания - Быт.3-7) Т.е. они оказались в новом для себя качественном состоянии. Но это еще не новая логика нового мира (собственно - нашего нынешнего мира). Новая логика проявляется дальше: сделав шаг в этом направлении, Адам делает и второй (а это уже вектор) - вместо раскаяния и сожаления мы слышим от него упрек Богу: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт.3,12). При том, что обращение Бога к Адаму звучало как явный призыв покаяться! (Быт.3, 9-11) В общем - виноваты все - Бог, жена (а как же!), только не он сам. Окончательное грехопадение совершается именно этим актом, этими словами. Вот первая и ярчайшая иллюстрация к вопросу о том, зачем нужно покаяние и какую роль оно играет в человеческой жизни. Практически это - единственный путь назад к раю. Общее же направление, выбранное (заданное человечеству) Адамом - вперед к пропасти.

Лишь после этой нераскаянности Бог выносит свое определение, свой «приговор» каждому из участников. Но «приговор» - слово слишком юридическое. Бог не наказывает, Он лишь констатирует то, что Адам выбрал иной путь, иную логику познания и существования в тварном мире. Для этого пути не годятся условия рая. Для этого пути не подходит бессмертие, дабы человек не ушел бесконечно по пути укоренения во зле. Бог поступает с человечеством так, как наше общество поступает с преступниками - ограничивает их свободу с двумя целями - изолировать от остальных и перевоспитать.

То что человечество начинает жить в новой, «адамовой» логике, демонстрирует уже первое поколение людей: Каин убивает Авеля «на религиозной почве». Причем Бог делает замечание (предупреждение) Каину до страшного события: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4, 7) Показывая всей речью, что злые помыслы его известны (как потом будет и с предателем Иудой, которому Господь неоднократно укажет, что знает о его помыслах). Но это не останавливает «нового человека» от задуманного злодейства (как не остановит и Иуду). И совершив убийство он, по примеру отца, тоже дерзит Господу, спросившему: «где Авель, брат твой». Иуда отвечает: «… не знаю, разве я сторож брату моему?» (Быт.4, 9). Вот она - новая логика нового мира в действии.

В этой логике живет практически все человечество, именно от нее и призывает отказывать Бог и в Ветхом и особенно ярко - в Новом Завете. Такая логика и есть нераскаянность - уверенность в собственной правоте, пусть греховной, но правоте. Виноват не я, я поступил так, как нужно было мне - значит это правильно. И если Бог меня не остановил - значит Бог подтвердил мою правоту.

Эту логику нашего мира прекрасно осознавала русская философия и классическая литература, черпая понимание этой логики в православной традиции.

Как тут не вспомнить И.А. Ильина:

"...на свете нет “виновных” и “невинных” людей. Есть лишь такие, которые знают о своей виновности и умеют нести свою и общемировую вину, и такие, которые в слепоте своей не знают об этом и стараются вообразить себе и изобразить другим свою мнимую невинность.

Первые имеют достаточно мужества и смирения, чтобы не закрывать себе глаза на свою вину. Они знают истинное положение в мире, знают об общей связанности всех людей и стараются очищать и обезвреживать посылаемые ими духовные лучи. Они стараются не отравлять, не заражать духовный воздух мира, наоборот - давать ему свет и тепло. Они помнят о своей виновности и ищут верного познания ее, чтобы гасить ее дурное воздействие и не увеличивать ее тяжесть. Они думают о ней спокойно и достойно. не впадая в аффектацию преувеличения и не погрязая в мелочах. Их самопознание служит миру и всегда готово служить ему. Это - носители мировой вины, очищающие мир и укрепляющие его духовную ткань.

А другие - вечные беглецы, безнадежно “спасающиеся” от своей вины: ибо вина несется за ними натодобие древней Эриннии. Они воображают, что отвечают лишь за то, что они обдуманно и намеренно осуществили во внешней жизни, и не знают ничего о едином мировом эфире и об общей мировой вине, в которой все нити сплелись в нерасплетаемое единство. Они ищут покоя в своей мнимой невинности, которая им, как и всем остальным людям, раз навсегда недоступна. Как умно и последовательно они размышляют, как изумительна их сила суждения, когда они обличают своих ближних, показывают их ошибки, обвиняют их, пригвождают их к позорному столбу... И все потому, что им чудится, будто они тем самым оправдывают себя. Но как только дело коснется их самих, так они тотчас становятся близоруки, подслеповаты, наивны и глупы. И если бы они знали, как они вредят этим себе и миру... Они стремятся доказать себе, что они сами “очень хороши” и “совершенно невиновны”, что, следовательно, им не в чем меняться и не надо совершенствоваться. Но именно вследствие этого лучи, посылаемые ими в мир, остаются без контроля и очищения, и мировой воздух, уже отравленный и больной, впитывает в себя снова и снова источаемые ими яды пошлости, ненависти и злобы..."

И.А.Ильин "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний."

лекции, колония, Библия, Православие

Previous post Next post
Up