Как в основную христианскую молитву «Символ веры» попало имя Понтия Пилата. Вам не кажется странным, что имя человека, принявшего решение об истязании и страшной казни Господа, звучит в важнейшей молитве наряду с именами Бога Отца, Господа Иисуса Христа, Духа Божия, Девы Марии.
Зачем это нужно? Какой в этом смысл?
Имя Пилата звучит в молитве в следующем контексте: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного… распятого же за ны при Понтийском Пилате». И первое объяснение появления этого имени в такой молитве - стремление дать временную (ударение на у), историческую привязку произошедшего события, зафиксировать его историческую реальность. Имена правителей в библейском повествовании вообще дают возможность достаточно точно определить даты библейских событий, так как параллельные «светские» хроники, архивы, летописи, памятники фиксируют жизнь таких людей максимально подробно и точно.
Самый яркий пример - расчеты точного года Рождества Христова, которое состоялось на пять лет ранее общепринятого ныне летоисчисления. Т.е. в нынешней «системе координат» Господь родился в 5 году до нашей эры.
Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда произошло оно, говорит св. Евангелист Лука. Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской Империи, проведенной по велению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа - «священного». К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Августа, личности, хорошо известной в истории, дает нам возможность хотя бы приблизительно, а при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного. Однако, эта дионисианская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании нижеследующих данных из Евангелия:
1) Время царствования Ирода Великого. Из Матф. 2:1-18 и Луки 1:5 совершенно ясно, что Христос родился, когда Ирод был у власти. Царствовал же он с 714-го года от основания Рима и умер в 750-м, за восемь дней до Пасхи, вскоре после лунного затмения. По вычислениям астрономов затмение это произошло в ночь с 13 на 14 марта, и иудейская Пасха приходилась в том году на 12 апреля. Следовательно, Ирод умер в начале апреля 750-го года от основания Рима, то есть, по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.
2) Народная перепись, упомянутая у Луки 2:15, начата эдиктом Августа в 746-м году от основания Рима. В Иудее эта перепись началась еще при Ироде, потом приостановлена вследствие его смерти и была продолжена и закончена в то время, когда Сирией управлял Квириний, упоминаемый в Евангелии от Луки 2:2. В результате переписи в Палестине произошло народное восстание, и зачинщика его, Февду, сожгли по велению Ирода 12 марта 750-го года от основания Рима. Следовательно, перепись началась немного раньше.
3) Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству св. Луки 3:1, св. Иоанн Креститель выступил на проповедь, а «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Луки 3:23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765-го года от основания Рима, и, следовательно, 15-й год его царствования начинался в январе 779-го. Так как по выражению ев. Луки, Господу Иисусу в то время было лет «тридцать», то следовательно, Он родился в 749 г.
4) Астрономические исчисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя мог быть только 783 г., (а она, по данным Евангелия, произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступила вечером в пятницу). А так как Господу в то время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, родился Он в 749 году от основания Рима.
Таким образом, все вышеприведенные данные единогласно свидетельствуют, что с большей долей вероятности следует признать 749-й год от основания Рима - годом Рождества Христова.
Но. Все это (по-моему), иллюстрирует скорее относительность и потому не важность (опять же относительную) исторических систем координат, принимаемых человеком на протяжении всей истории. Абсолютной является совершенно иная, не временнАя, а нравственная система координат. И вот именно это - главная причина попадания имени прокуратора Понтия Пилата в основную христианскую молитву. Он помогает «задать направление», указать на важность как добрых, так и предельно страшных поступков.