- миллионер из трущоб -

Mar 15, 2009 03:26

фильм года по версии Академии в этом году оказался необычно-приятным сразу по нескольким параметрам, к качествам собственно киноленты имеющим, правда, не всегда самое прямое отношение.

Прежде всего, он оказался всегда приветствуемым киногурманами «исключением из оскарных правил». Режиссёр - английский маргинал, а не американский «классик», место действия - полный социальных противоречий Мумбаи-Бомбей, куда больше подходящий для испаноязычных авангардных «реалистов», чем для прочно засевших в стандартных среднеклассовых городах киноделов США, время действия - сегодняшнее (т.е. почти сегодняшнее - заглядывающее на пару десятилетий в прошлое в «детских» эпизодах и благоразумно отстающее от недавних терактов на пару лет к концу фильма), эстетика многих эпизодов и вовсе не для среднего западного зрителя.

Радует и то, что Денни Бойл, которого со времён очень качественного «На Игле» мотало в трэшовых рамках средних ‘а- и неплохих ‘б-муви, взявшись за богатую идею, кажется, наконец вернулся в хорошую форму, минимализировав возможную пошлость задумки. И то, что в цивилизационно-концептуальном смысле триумф «Миллионера» - это триумф и всего индийского кино, которое тоже, наконец, сумело выйти за пределы своих всем давно опостылевших рамок, и, сохранив свой колорит (если не сказать традиционный кич.’) ворваться в авангард современных высокоразвитых цивилизаций.

С другой стороны, «Миллионер из трущоб» вобрал в себя многие хорошие традиции, за которые «фильмы года» вообще стоит смотреть. Он очень качественно сделан - за что кроме режиссера отвечала смешная многоязычная толпа. Цвета, актёры, кадры, массовки, звуки, размах - колорит мест, живость людей и высококачественная «безумность» музыки - за судьбу «малых» технических оскаров в этом году можно было не беспокоиться.

Даже то, что сюжет фильма полон банально-мелодраматичных провисаний - - чем ближе к концу, тем хуже, смягчается заданным создателями ритмом. Мы переживаем и это, и аляповатый уличный «ганстеризм» под «Город Бога», и даже финальные диско-танцы ближе к титрам.
Итоговое впечатление размыто: Индия как полный контрастов и толп нищих Диснейленд, конечно, обращает внимание вкушающих постиндустриальную амброзию европеоидов, но наврятли способна натолкнуть кого-то на серьёзные размышления. Наверное, поэтому почти все отзывы так эмоциональны и бессмысленны. Фильм хорош, но сказать про него толком что-то большее сложно - возможно, потому, что он слишком многое унаследовал от вдохновившего на его создание телешоу. Как и в похожем случае пофигичных макдональсных полуганста-фильмов, вылившихся в эпоху поколения X в целый субжанр, целевая аудитория, сопутствующая аудитория и высмеивымаемая аудитория - , несмотря на пересечения, - слишком очевидны.
В общем и целом, из кино с 7 статуэтками в копилке получился занимательный аттракцион и едва ли открытие.

Однако главное тут, слава богу, другое: «золотой миллиард» наконец признал существование в своей системе координат как минимум ещё одного миллиарда уже давным-давно не «третьего мира». Как минимум ещё одна бывшая колония (по численности сопоставимая со всем остальным «цивилизованным» миром) больше не чувствует себя третьесортный и не стесняется того, что она не знает имён трёх мушкетёров, верит в множественность богов и любит телешоу «Кто хочет стать миллионером».

На фоне того, как некоторые страны в бессилии своей ограниченности, закупая европейскую картошку и японские микросхемы, одновременно ощетиниваются в апологии почвеннической пропаганды, этот новый индийский опыт особенно любопытен.

киноманское, политизированное

Previous post Next post
Up