Dec 05, 2018 15:35
Люди объединяются в группы, а группы нуждаются в лидерах. Люди демонстрируют поразительную преданность группам, выбранным даже по незначительному признаку, например, одинаковый цвет волос или место рождения. Также было обнаружено, что члены группы предпочитают следовать не за самым лучшим и умным, а за наиболее типичным представителем своей группы, с которым им легче всего идентифицировать самих себя. Оказавшись у власти эти лидеры делают только то, что от них ожидает группа, чтобы оправдать их выбор.
Сталин, как и Гитлер, не могли бы находиться у власти, если бы не были наиболее прототипичными представителями группы, если бы не оправдывали потребность группы в насилии, ненависти, репрессиях и т.д.
Механизм выбора группы до сих пор остаётся загадкой. Но на этот выбор влияет множество факторов, большая часть из которых, по-видимому, психологические: уровень самооценки, желание избавиться от чувства неопределённости, психотравмы и т.д.
По лидеру можно судить о группе и даже целых государствах.
Чтобы стать популярным, надо выглядеть и одеваться как ваши последователи, тогда возникнет впечатление, что вы один из них.
Очевидно, что теория социальной идентичности проливает свет на тот безрадостный факт, что лучшим лидером оказывается не смелый, умный и харизматичный человек, а наоборот, наиболее трусливый, неумный и серый человек. Очевидно, что решения принятые такими популярными лидерами будут не в пользу общества, ибо сами эти лидеры станут чьими-то пешками и марионетками.
Я уже писал о том, что люди выбирают себе подобных, поэтому надеяться на позитивные перемены крайне наивно.
Что же делать в этой ситуации? Выход я вижу в том, чтобы увеличивать человеческое разнообразие, повышать психологическую культуру.
Посмотрим на современных лидеров. Их трудно отличить от водителей автобусов или продавщиц. Такие же лица, такая же манера одеваться, такое же поведение.
Психологический социализм выдвигает на первый план развитие индивидуальности, непохожести. Именно это нужно поощрять. Воспитывать психологическую культуру, высокую самооценку, эмпатию, чувство уверенности в себе, формировать поддерживающую среду. Это противоречит корпоративному духу, который выражается в псевдосолидарности и сводится к неукоснительному подчинению, железной дисциплине, покорности в интересах бизнеса, а интерес этот состоит в эксплуатации человека, которого можно выкинуть после использования и израсходования его ресурса.
Миграция. Просто необходимо разбавлять высокую концентрацию человеческого уксуса. Ясно, что нацистская Германия была против эмиграции в силу ряда причин, главным образом, психологических, о которых впромельк написано выше. Более того, там занимались выбраковкой собственных граждан. Но именно продуманная миграционная политика способна повлиять на социальную идентичность и изменить её в положительную сторону, выдвигая на передний план именно смелых и харизматичных лидеров, без которых никакое развитие невозможно.
Сейчас я в разных стратах и на разном идеологическом материале наблюдаю объединение людей с подавленным комплексом неполноценности, психотравмами, озлобленностью, тщательно скрываемой за фасадом благополучия низкой самооценкой. Их лидеры такие же. Эти люди объединяются в группы не для того, чтобы строить прекрасный мир, а для того, чтобы захватывать власть и навязывать свою волю остальным. И эта цепь насилия, ненависти, унижения и мучения будет продолжаться.
Чтобы избежать этого, необходимо создавать условия для самореализации человека, роста его доброты, культуры, положительных чувств, подкрепления в виде общественного внимания, общественного поощрения лучших сторон личности, творчества.
Максим Ефимов,
социальный философ, писатель, основатель психологического социализма
психологичесикий социализм,
Максим Ефимов