Я Вильнюсе. На главной площади - чудесная рождественская ярмарка, видео которой скоро появится на моём Ютьюб канале. Потом зашёл в кабак выпить пива. Ко мне подсел мужик и начал общаться. Он водитель. Живёт один. Жизнь - не сахар. Заливает свинцовые мерзости, одиночество, прошлое, тяготы и неудачи жизни водкой. Разговор оказался тяжёлым. Подавленный негатив, ненависть, злость разъедает человека изнутри. Ситуация усугубляется алкоголем. Жалко мужика. Кто виноват?
Я иногда думаю про нашу литовку - Регину Леоновну Тупицыну. Про неё я написал книгу. И к счастью сохранились какие-то видеозаписи. Вот эта сама длинная запись. Регина Леоновна в кругу семьи. Сын отказался обнять её. И это о многом говорит.
Мы знаем Регину Тупицыну как бескорыстного человека, помогавшего детям в должности руководителя Фонда "Милосердие". Знаем её как бескомпромиссного человека, готового бороться за правду. Когда её оклеветал гаишник, а суды первой инстанции она проигрывала, то Регина Леоновна нам объявила, что готовится себя публично сжечь в знак протеста. Суд она всё-таки выиграла.
Но мы многого о ней не знали. За год до смерти она мне рассказывала о своей жизни. Это была настоящая исповедь. Я узнал то, что не знали очень многие, узнал всю подноготную. То, что я узнал я написал в книге, ничего не утаив. Это знание изменило моё отношение к Регине Леоновне. Былое восхищения переросло в смешанные и противоречивые чувства. Жизнь её трагическая, тяжёлая, жестокая. Она прошла ад, пережив много горя и зла. Она сама несла зло, хотя бы своим детям.
Могу ли я её любить после всей этой правды? Нет, не могу. Могу ли я её осуждать? Тоже не могу. Видимо, нужно было стать монстром, чтобы выжить в то жестокое время. Да, ненависть помогла ей выжить, и одновременно с ней, помогла выжить и любовь. Истории её ворованной любви тоже нашлось место в книге. Ну а про её любовь к чужим детям, которых она кормила в своей благотворительной столовой, знают все.
Жизнь прожить - не поле перейти. Посмотрим, с каким багажом и итогом я сам окажусь на финишной прямой жизни, которая стремительно проходит, стирая следы.
Кстати, лейтмотив моих эмигрантских снов - Карелия. Во сне я там постоянно оказываюсь, постоянно нарушаю границу, неузнанный и непойманный. Удивительно это. В эмиграции думаешь о родине, но по-другому. Как о феномене сознания. Воистину, долго будет Карелия сниться. И вот, оказывается, что весь мир чужой и будет таковым уже навсегда, а родное - это то, что связано с детскими и юношескими годами. Это светлое время. А потом приходит отчуждение, страх, тревога, ненависть, отвращение, презрение и борьба за место под солнцем, и лишь память детства, отшибленная взрослой жизнью в человеческих джунглях, напоминает о месте, куда хочется всегда придти. Люди с годами не социализируются, а скорее становятся Маугли. И в этом есть диалектика жизни и эволюции: из обезьяны в человека и из человека в обезьяну.
Максим Ефимов
Беседа с РЛТ:
https://www.youtube.com/watch?v=z-IPcon4o54 Click to view