Jul 15, 2016 14:00
Здравствуйте, Борис!
Я очень рад, что вам помогают мои письма, как-то развлекают вас, дают пищу для размышлений и что, быть может, самое главное, - вселяют надежду.
Сейчас я хотел вам написать о нескольких вещах. 1. Письма в/из тюрьмы и социальные сети. 2. Непродуктивная активность общества. 3. Критическое мышление, "Сиддхартха" Германа Гессе и свобода самовыражения.
1. Наша переписка оправдана тем, что вы находитесь на зоне и живое общение с вами невозможно. Письма - это единственный способ коммуникации и обмена мыслями. Как же это напоминает общение и уже добровольное одиночество в социальных сетях. Современная цивилизация построила ментальную тюрьму, в которой мы почти все находимся, или, по крайней мере, вынуждены созерцать её. Интеллектуальное общение - это всегда выход за пределы зоны комфорта. Я вспоминаю, как после некоторых лекций и общения с интеллектуалами я просто не мог спать - настолько меня переполняли мысли и впечатления, в том числе своей собственной ничтожности, ибо по сравнению с ними я находился на уровне развития зародыша. Ясно, что с умными людьми мы встречаемся нечасто и только, как правило, когда ищем такого общения. И всё же любое реальное общение обнаруживает те или иные болевые точки, проблемы, которые необходимо решать. И вот это-то самое сложное. Есть проблемы, которые мы можем решить в одиночку, но есть такие проблемы, которые мы можем решить только сообща. Недостаток реальной коммуникации является главное причиной социальной стагнации, которая кому-то, конечно, выгодна.
И вот я перехожу к пункту 2. Непродуктивная активность. Вы хотите что-то делать, инициируя социальные перемены. По зубам ли вам эта амбициозная задача? Замечу, что ваша социальная активность, увы, привела вас тюрьму, и никто не хочет, поверьте, последовать туда вслед за вами. Людям нужен не столько опыт поражений, сколько опыт достижений. Нужен позитивный выбор! Я думаю, что основная проблема - это проблема выбора, гамлетовский вопрос в разных ситуациях. И вот, на самом деле, мы выбираем быть или не быть, быть счастливыми или быть несчастными, любить или ненавидеть, наказывать или прощать и т.д. И оптимизм и пессимизм, и счастье и горе, и человеконенавистничество и человеколюбие - разные стороны одной медали. Выбор же наш обусловлен пользой и выгодой для нас. Нам выгодно быть счастливыми и весёлыми, потому что это полезно для здоровья, для нашей иммунной системы, например. В конце концов, мир, который мы строим, начинается с нас. Никто не хочет жить в мире ненависти и постоянного стресса, не хочет быть в конфликте с окружающим миром, каким бы глупым, нелепым и чудовищным он нам ни казался. Я прекрасно вижу, что человечество изобрело массу форм непродуктивной активности - всё для того, чтобы бездействовать из страха перемен и неодобрения коллектива, чтобы оставаться безучастными и безразличными, ведь соучастие и отзывчивость - это тоже навыки, которые необходимо формировать. Пассивное смотрение телевизора, погружённость в социальные сети, спорт, съёмка и просмотр фильмов, участие в выборах, добрая доля бюрократической работы, карточные игры и т.д. и т.п. - всё это виды непродуктивной активности, которой занято человечество и тешит себя тем, что в этом есть какой-то смысл. Кстати, вопрос смысла жизни, есть он или нет, это тоже наш волевой выбор.
3. Я полагаю, что люди, развившие у себя критическое мышление - это очень успешные люди. Способность мыслить - это важный этап на пути к мудрости. И это то, к чему стремится западное общество. Я думаю, что общественную атмосферу сейчас определяют и даже отравляют старые люди с советским прошлым. Таким людям свойственна нетерпимость, жестокость, желание учить других жить, навязывать свои сценарии и правила поведения и также то, как надо думать и как думать нельзя и, конечно, многочисленные страхи, оттого они и выглядят как на картинах Васи Ложкина. Увы, их не изменить. Люди среднего возраста и помоложе ориентированы на зарабатывание денег, материальный успех и жизнь в самих себе. Люди создают и берегут свой внутренний мир, который является их опорой. Они терпимы к другим, плюралистичны, непристрастны и индивидуалистичны, не хотят жить по чужим сценариям и в чужом кошмарном сне, их сложно мобилизовать на какое-то дело. Они близки к пониманию Гессе в "Сиддхартхе", что не важны слова, не важны мысли, а важно мышление само по себе, поток сознания, который течёт рекой и, созерцая который, наполняешься смыслом, омываешься, обновляешься, но при этом остаёшься собой, ведь река каждый раз новая, хотя одна и та же. Это и есть духовность.
Духовность связана с уходом от повседневной жизни, с эскапизмом. Я как бы не здесь, смотрю на этот мир из другого мира, из моего уникального мира. И что вы хотите предложить взамен моего уникального взгляда, примиряющего меня с жизнью?
Я наблюдаю у людей бегство от реальности - в алкоголь, в наркотики, в виртуальный мир, во всевозможные игры, в рутинную работу, да-да, нелюбимая многочасовая работа тоже оказывается наркотиком, который уничтожает человека.
Я считаю, что пьянство - это попытка освободиться от удушающего влияния коллектива, раскрепоститься. И пьют больше всего там, где общество менее всего открыто, менее дружелюбно, менее альтруистично и неблагополучно.
Держитесь там!
С наилучшими пожеланиями,
Максим Ефимов
Борис Стомахин,
философия жизни,
Эстония,
Максим Ефимов,
политзаключённые