Политэмигрант Максим Ефимов подал жалобу в Европейский суд по правам человека

Mar 02, 2015 09:31



Я исчерпал все средств правовой защиты внутри России. Поразительно, что после этого, когда осталась единственная возможность добиться справедливости, подав жалобу в Европейский суд по правам человека, при загадочных обстоятельствах в автомобильной катастрофе погибает мой петрозаводский адвокат Ольга Петровна Рыбалова.
Бесконечные жалобы, большое количество всевозможных экспертиз и исследований (возможно, в моём деле их больше, чем в любом другом уголовном деле, расследуемом в России), доказывающих мою невиновность, не возымели никакого эффекта. Почти 3 года я и мои адвокаты пытались прекратить уголовное преследование, возбуждённое в отношении заведомо невиновного человека, но ничего не вышло. У меня вымогались деньги, на меня оказывалось психологическое давление сотрудниками ФСБ, на меня хотели повесить дело о поджоге Екатерининской церкви в Петрозаводске и через подконтрольные ФСБ СМИ уже начали готовить общественное мнение, а до этого пустили слух, что я сумасшедший. Следователя Воронина интересовала моя сексуальная ориентация. Под нажимом ФСБ карельские скудоумные и беспринципные психиатры рекомендовали суду поместить меня, здорового человека, в психиатрическую больницу для проведения более углублённой, детальной экспертизы. Я начал получать угрозы в свой адрес. Я был вынужден иммигрировать в Эстонию, где мне предоставили политическое убежище. Сейчас я живу в Антверпене, где работаю над несколькими книгами, включая книгу о моём абсурдном уголовном преследовании. На днях мой адвокат подал жалобу в Европейский суд по правам человека на незаконное уголовное преследование меня. Процедура такова. Сначала должно прийти письмо о регистрации с номером жалобы. Потом судья ЕСПЧ единолично принимает решение о том, является ли жалоба явно неприемлемой. Если жалоба неприемлема, то на этом всё. Если нет, то через какое-то время приходит письмо о коммуникации жалобы. Её пересылают правительству РФ, чтобы оно могло представить свои возражения. Мнение правительства Российской Федерации потом пересылают тем, кто подал жалобу, чтобы они могли прокомментировать. После этого остаётся ждать решения по существу. Сроков не установлено, но обычно регистрация занимает 2-3 месяца, решение о приемлемости 6-12 месяцев (в по некоторых случаях и дольше). После коммуникации остаётся примерно 6 месяцев до принятия окончательного решения.

Максим Ефимов,
политический эмигрант, правозащитник, журналист

Вот сегодняшняя статья об этом в "Ведомостях".

Блогер, на которого завели дело за антиклерикальную заметку, пожаловался в ЕСПЧ
Наказание за критику церкви нарушает свободу слова, уверен он.

В декабре 2011 г. Максим Ефимов опубликовал статью, в которой выступил против строительства храмов на бюджетные деньги и передачи Российской православной церкви помещений детских садов. В апреле 2012 г. его обвинили в «возбуждении ненависти либо вражды, а также унижении достоинства группы лиц по признакам отношения к религии» (ст. 282 Уголовного кодекса). Затем Петрозаводский городской суд отправил блогера в психиатрический стационар на обследование, что заставило Ефимова покинуть Россию и просить политического убежища в Эстонии. Суды региона подтвердили правомерность возбуждения дела.

В своей жалобе в Европейский суд по правам человека (есть у «Ведомостей») Ефимов утверждает, что резкий тон заметки сам по себе не может служить признаком экстремизма. По его мнению, уголовное преследование и угроза помещения его в психиатрический стационар были использованы, чтобы добиться прекращения его деятельности в качестве гражданского активиста и правозащитника, а это является нарушением ст. 10 Европейской конвенции, гарантирующей право на свободное выражение своего мнения.

Представляющий интересы заявителя адвокат Дамир Гайнутдинов говорит, что это уже не первая жалоба в ЕСПЧ на использование ст. 282 УК в качестве инструмента политической цензуры - там же, например, уже лежит дело преподавателя Тюменского госуниверситета Андрея Кутузова, которого обвинили в разжигании социальной розни. В последнее время спектр применения статьи расширился: под экстремизмом теперь понимается еще и посягательство на основы конституционного строя и на территориальную целостность страны, напоминает Гайнутдинов.

Эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Марина Кравченко говорит, что в ходе мониторинга применения антиэкстремистского законодательства за прошлый год было зафиксировано около двух десятков случаев неправомерного антиэкстремизма, т. е. случаев, когда антиэкстремистское законодательство использовалось не только в отношении радикалов, но и для ограничения гражданских свобод. Это чуть больше, чем в предыдущем году, но рост незначительный, добавляет она: сказалось введение досудебной блокировки сайтов за экстремизм. В то же время на протяжении последних двух лет планомерно увеличивается жесткость наказания за экстремизм: если до недавнего времени по обвинению в возбуждении ненависти за решетку не отправляли, то в прошлом году начали назначать реальные сроки лишения свободы.

Адвокат Дмитрий Аграновский говорит, что вскоре ЕСПЧ должен опубликовать решение по жалобе Дарьи Исаевой, осужденной в 2009 г. по аналогичной статье за участие в акции запрещенной Национал-большевистской партии «Ешь бесплатно!». Это дело будет прецедентным и определит позицию суда по аналогичным вопросам, но в принципе известно, что ЕСПЧ очень негативно относится к случаям привлечения к ответственности за слова, предупреждает адвокат.

Анастасия Корня
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/01/ekstremizm-na-slovah

ФСБ Карелии, Максим Ефимов, Следственный комитет Карелии

Previous post Next post
Up