Репрессивная система против школьников

Jun 27, 2014 10:06

Российские законодатели неожиданно вспомнили про педагогов и решили, нет, не поднять им зарплаты, не уменьшить нагрузку, а защитить от упреков в некомпетентности, насмешек, поучений и оскорблений.
"В частности, предлагается установить запреты для учащихся и их родителей на определенные формы поведения в отношении учителей. Например, «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Применение насилия в отношении педработника, а также его публичное оскорбление при исполнении им профессиональных обязанностей предлагается приравнять к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. ...Согласно законодательству, оскорбление представителей власти является уголовно наказуемым в соответствии со ст. 319 УК РФ. Наказание по ней подразумевает штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года". http://izvestia.ru/news/573068

То есть теперь некомпетентного педагога нельзя будет назвать некомпетентным. Над тем, что кажется смешным, нельзя будет посмеяться. Ну а при том, что в нашей стране все любят чувствовать себя оскорблёнными, а уровень хамства и неврозов запредельный, можно не сомневаться, что уже в 8 классе начнут ревнители муштры и послушания обращаться в правоохранительные органы, чтобы те заводили уголовные дела на школьников.

Трудно представить, чтобы, например, Янушу Корчаку пришла в голову мысль о том, чтобы уголовно наказывать подростка за его споры с учителем. Между учителями и учениками всегда возникают конфликты, но решать их нужно педагогическими методами. И тут именно педагог должен проявить свои знания и душевные качества, чтобы этот конфликт нивелировать.

Конечно, ни о каком насилии в отношении педагога не может быть и речи. Такое действие и так наказывается. К чему ещё эти витиеватые, расплывчатые формулировки закона, дающие простор для репрессий уже в отношении подростков?

Я вспоминаю свои школьные годы. Вот врезалась мне в память одна сцена. Была у нас замечательная учительница литературы и русского языка. Помню, как проникновенно она пересказывала повесть "Ночевала тучка золотая". Тронула меня до глубины души. В общем, добрая была женщина, которая воспитывала двоих детей. Понятно, что денег не хватало. Разве на учительскую зарплату можно достойно жить? Одевалась она поэтому скромно и ходила всегда почти в одних и тех же костюмах.

Я сам жил бедно, моя семья, как и многие семьи в России, переживала не лучшие времена. Но были и те, кто не выживал, а существовал вполне благополучно, пользуясь новыми возможностями. Тогда общество стремительно стало разделяться на богатых и бедных. И богатые с брезгливостью смотрели на тех, кто не мог заработать себе денег. И вот однажды во время урока эта учительница русского языка и литературы сделала замечание одному моему однокласснику - сыну нуворишей, попросив его не мешать вести ей урок, а нам учиться. В ответ учительница услышала: "Нищенка!". В классе воцарилась тревожная тишина. Учительница расплакалась и вышла из кабинета посреди урока. Мы дали понять однокласснику, что он зря обидел женщину.

Вспоминаю я и свою учительницу географии. Это была высокая, осанистая и стильная молодая дама. Очень добрая, бесконфликтная и знающая предмет. Она заикалась, что для учителя было совершенно нетипично. Её было трудно слушать из-за этой особенности, говорила она негромко. Класс, видя её незлобивый характер и стеснительность, которая выражалась в заикании, вёл себя отвратительно: время от времени шумел, переговаривался. Она не могла навести порядок в классе, не могла приструнить, хотя, кажется пыталась, повышала голос. Над ней посмеивались. Я протестовал и призывал всех к порядку. Мне было её жалко. Она была хорошим учителем. Может быть, благодаря ей, её урокам, во мне пробудилась тяга к путешествиям!

Но были и другие учителя. Не могу забыть я и свою учительницу истории, твердолобую ленинку и психопатку. На её уроках все сидели смирно. Я боялся её настолько, что не мог выговорить ни одного слова, не заикаясь. Это было тогда страшное унижение для меня.

Уже после окончания школы, основательно подзабыв о том, что это такое, я оказался в одном таком среднем общеобразовательном учреждении и стал свидетелем того, как учительница разговаривала с подростками. Для меня это был стресс. Она, невротизированная и психованная, кричала на школьников, а те вели себя как-то издевательски по отношению к ней. Я подумал, что ей не место в школе, что ей нужно менять работу и заниматься своим здоровьем. Мне было жалко и её, и класс.

У педагогов и так большая власть над учениками. Система образования педагогоцентрична. Педагог даёт задания, выполнения которых требует, оценивает учеников, и от его оценок многое зависит. Формирует мировоззрение и сознание. Власть педагога огромна. И так же огромна его ответственность. Но об ответственнности педагога всё больше забывают. Я жалею, что в моей жизни были некоторые педагоги. Лучше бы их не было. Они оказали на меня дурное влияние.

И теперь я думаю, кого и от кого будет защищать новый закон: психопатичных, нравственно горбатых и малообразованных учителей, которые и сами могут нахамить и оскорбить и которым не место в школе? Или добрых и мудрых учителей, которые, скорее, простят провинившегося ученика, нежели чем станут обращаться на него с жалобой в полицию?

И зачем тогда учителя изучают несколько лет педагогику и подростковую психологию? Зачем школьные психологи? Зачем чиновники от образования? Зачем родительские комитеты? Зачем директора по воспитательной работе? Зачем это всё, если учителя не знают, как управляться с подростками и для решения конфликтных ситуаций прибегают к помощи человека с дубинкой и репрессивной системы?

Максим Ефимов

Петрозаводск, права человека, Максим Ефимов

Previous post Next post
Up