Jan 10, 2025 16:18
1. Отказ от всеобщности, каковой отказ действительно присущ экзистенциализму, выводит экзистенциализм за пределы операциональной применимости его выводов и рекомендаций. Всеобщему противоположно частное, а если это частное подходит лишь к твоей ноге, мне такие ботинки, как бы они ни были ладно сработаны и как бы красиво ни выглядели, не нужны. Вот эта окказиональность, привязка решений экзистенциальных проблем к уникальной человеческой личности, которая детерминирует форму и содержание этих проблем, а также методы их решения, резко атомизирует экзистенциализм, превращает его в порой красивую снежинку, но поскольку двух одинаковых снежинок не бывает, при всей их шестилучёвости, то в снежинку всё же никчёмную.
Если всё так уникально и неповторимо, не надо ни писать тексты об этом, ни издавать их в солидных издательствах. Ведь это как каждому человеку на Земле иметь свои личные неповторимые деньги. На них ничего не купишь, сколько бы их у тебя ни было.
2. Ещё хуже, если мы заставим не мытьём так катаньем такой экзистенциализм дать слабину и он таки вынужденно заявит, что есть какая-то обобщаемая основа для всех, а потом на ней разыгрываются личные индивидуальные драмы: ну, израильский шестиугол или какая другая снежинка...То есть экзистенциализм будет при такой послабке синтезом общего и индивидуального.
Не то плохо, что такая диалектика возможна и даже попросту сплошь и рядом встречается, а то худо, что мы тут же встаём перед проблемой меры общего и меры индивидуального в этом синтезе.
Если эти меры одинаковы для всех решателей экзистенциальных проблем, это будет простым изданием для народа в мягкой обложке и на газетной бумаге посконного диалектического догматизма.
Если меры подвижны, а не фиксированы раз и навсегда жидким азотом, то мы можем невозбранно гулять от полной необходимости и всеобщности до полной случайности и уникальности, уменьшая одну меру и увеличивая меру другую. И где здесь место уникальному экзистенциализму в такой динамике? Нигде. Здесь он - только ненужный нарост на этом синтезе.
3. Это как с материалистическим пониманием истории. Или материальное бытие целиком детерминирует сознание и тогда сознание - только ненужное повторение материального бытия, его второе издание в сознании. Или допустимо обратное воздействие сознания на материальное бытие, но тогда мера самостоятельности сознания может быть какой угодно, вплоть до полной независимости сознания.
И вместе с переходом от этой догматической заскорузлой статики к динамическому отношению бытия и сознания рушится всё материалистическое понимание истории, а вместе с ним и весь марксизм как продуманная до её пределов, её концов философия.
2025.01.10.