Длинные тени бежали вслед за луной и ветром, деревья тихонько перешептывались о чем-то своём, а припозднившиеся голуби спешили под сень знакомых карнизов, в надежде найти отдых, улицы были пусты. И лишь папаша Кармар в сопровождении двоих спутников - Сумчара и Коробора шел по дороге. Усталый и простуженный, Кармар чувствовал, что руки его затекли, ноги окоченели, но он шел, покуда работа важных дел увлекала его за собой.
-Ну что, папаша Кармар, - говорил Сумчар, - может, на сегодня хватит? Пошли на покой? - с надеждой добавил парень.
-Нет, сынок! - твёрдо отвечал Кармар, - осталось всего два квартала, мы должны их отработать!
-Но погляди, папаша Кармар, - говорил Коробор, - в этих кварталах почти все окна горят, издали и не видать ни одного тёмного!
-Издали не видать, значит поближе подойдем! - ещё тверже ответствовал Кармар, - но кварталы отработаем до конца.
-Устали мы уже, да и много ли собрать удастся? - вновь принимался за старое Сумчар, - ведь самые ж бедные кварталы! Там, кроме медяков, припрятанных в запечных котелках, ничего и раздобыть-то не удастся!
-Не скажи, не скажи, Сумчар, - убеждал папаша Кармар, - в прошлом месяце, когда мы отрабатывали этот квартал, в одном из домишек, что как есть развалюха был, серебряный самовар раздобыли, не помнишь разве?
Папаша Кармар был прав, в домах дальнего квартала кое-что было, причем поработать удалось весьма удачно, в четырёх домах хозяев вовсе не оказалось!
Когда Кармар, Сумчар и Коробор, наконец, доработали свою норму, выполнив месячный план, они могли спокойно удаляться в Лисий Лог, где находилось их хитроумное убежище, называвшееся Старой Улиткой, поскольку подземный ход в резиденцию джентльменов удачи был оборудован хитро и замысловато.
В честь удачно проделанной работы, друзья решили преподнести себе подарок, и по пути завернули к мадам Рири, где прихватили проверенных куколок, не болтавших лишнего.
Оказавшись в Старой Улитке, раскупорив свежедобытое вино, к которому куколки наскоро приготовили яства из свежедобытых сыров и колбас, Кармар и Сумчар блаженно расслабились, наблюдая как куколки хлопочут вокруг стола, и лишь Коробор был тревожен, никак не умея справиться с трясунчиком от напряжения, испытанного на работе.
Однако, прошло не больше получаса и наверху послышались громкие голоса, что заставили всех обитателей Старой Улитки вздрогнуть, а спустя ещё полчаса, раздался треск, и прямо из стены показалось острие чьей-то лопаты, а вскорости был прорыт лаз, в который ворвалось человек пятнадцать разъяренных молодчиков, вслед за которыми ввалилось столько же нахальных горожанок, что были, как видно женами и невестами тупоголовых нахалов, не сумевших разгадать тайну хода в старую Улитку и прокопавших прямой лаз.
-Ну вот мы до вас и добрались, мерзкие воришки! - вскричал какой-то белобрысый недоумок.
-Ох, придется вам поплатиться за свои делишки! - взвилась чернявая пигалица.
-Теперь вы за всё поплатитесь, - зло ощетинился рыжий детина.
Обитатели Старой Улитки сбились в кучу, куколки тихонько захныкали, лопоча что-то невнятное, момент был опасный. Необходимо было что-то предпринять.
-Чего вы тут забыли? - прокричал Кармар пробуя голос, который дрожал, но едва заметно.
-То есть как? Мы за своим добром пришли, - растерявшись произнес белобрысый.
-А с какой это радости, вы собираетесь найти всё добро в нашем доме? - продолжал свои расспросы папаша Кармар, понемногу смелея.
-Ну ты не очень-то тут ерепенься, - проговорил кто-то из толпы нахалов, проникших в Старую Улитку, - а то мы тебя как мышь придавим!
-Ну, если это всё, на что вы способны, тогда действуйте, - печально изрек Кармар.
-Так ребята, хватит этих разговоров, - произнесла та самая пигалица, что вылезла впереди всех. - Видите, мешки стоят с добром? Видите, кожаные сумки, набитые монетами? Давайте-ка, высыплем всё, да и поделим, пускай каждый возьмет то самое, чего у него было украдено этой ночью!
-Стойте, стойте, - вскричал Кармар, - вы собираетесь нас грабить?
После этих слов все, почему-то, оторопели и снова стали в растерянности.
-То есть как это грабить? - проговорила пигалица. - Мы хотим своё взять, то, что у нас отнято было! Ты слыхал, Мирдан, чего они заявляют? Что это мы их грабим!
-Да уж, чудеса, и не говори, Добрида! - ответил белобрысый.
-Но вы же ворвались к нам, в Старую Улитку, нарушили наш покой, нашу неприкосновенность, повредили наше жилище, испугали куколок! - всё более распаляясь, говорил Кармар.
-А ведь нам их возвращать нужно, в заведение мадам Рири, - подал голос Сумчар, - а вдруг куколки потеряют работоспособность? Ну, скажем, лица перекошенные сделаются, чего тогда?
-Вот именно, - сказал Коробор, пытаясь справиться с нервной дрожью.
-Нет, ты слыхал, Славомир? - вновь запищала пигалица, - они ещё куколками, этими, прикрываются! Да я заведение мадам Рири поджечь готова, а эту старую гадину, на площади камнями забить! - зло выдохнула нахалка Добрида.
-Ух, как ты разошлась! - почти вскрикнул Кармар. - Ну, сразу видать представительницу тупого, злобного стада! На уме одно насилие и подлость!
-Ну-ну, ты не больно-то! - сказал рыжий Масимон, стоявший за спиной Добриды.
-А как иначе? - развел руками Кармар, - вы врываетесь среди ночи, вы ломаете наш дом, вы пугаете куколок, вы собираетесь грабить то, что есть в наших мешках и сумках! Ведь сейчас - вы подлецы и злобные грабители, а мы жертвы! - убежденно изрек папаша Кармар.
-То есть как, жертвы? - оторопел Мирдан.
-А вот так, жертвы и есть, - вновь подал голос Сумчар, - мы сидим себе спокойно, никого уже не трогаем, а вы нас грабить собираетесь!
-Да к тому же, - справившись с дрожью, выговорил Коробор, - с чего вы взяли что ваше добро именно у нас? Может быть вас обворовали другие бригады, мало ли охотников, по такой-то жизни!
-Но ведь это фамильный перстенёк моей семьи, - воскликнул Масимон, подходя к куче золотишка, - мне его покойный отец в наследство оставил!
-А это мой серебряный самовар, - сказал Славомир, увидав в углу посудину с кипящей водой, - единственное богатство, остававшееся у нас с женой!
-Ну, хорошо, ну допустим, - устало проговорил Кармар, - пускай даже это добро когда-то было вашим, но ведь теперь-то оно наше! Мы им уже полночи владеем, часа три!
-А серебряным самоваром, и подавно, целый месяц пользуемся, - вставил словечко Коробор.
-Вы просто подлецы, вы негодяи, - зачем-то возмущалась Добрида, хотя на возражение Кармара и Коробора, как видно, ответить не могла, нечего было ей ответить.
-Ну да, ну да! Очень легко бросать оскорбления, издеваться, пыхтеть злобой, демонстрируя самый привычный норов представительницы тупого стада, - горестно говорил папаша Кармар, - но ведь по существу-то получается, что вы, сейчас, куда большие негодяи и куда более алчные подлецы, чем мы! - изрек Кармар.
-Не может быть! - вновь не понял рыжий Масимон.
-Ну глядите, - пытался на пальцах объяснять папаша Кармар, всё ещё надеясь призвать тупое стадо к голосу разума. - Мы взяли, у каждого из вас, совсем понемногу…
-У меня выгребли всё, что было спрятано на черный день, - воскликнула, какая-то, молчавшая прежде, девица из толпы.
-Ну и сколько там было? - поинтересовался Сумчар.
-Не меньше двадцати ефимков! - выкрикнула та же горожанка.
-Ой, Боже мой, - разводя руками ответил Кармар, - да на двадцать ефимков, в заведении Масимона одного вечера не проведешь, разве что на пиво хватит, - сообщал невеселую правду Кармар, - это мелочи, что это за деньги?
-Но я зарабатывала их честным трудом, я на приданое копила!
-Значит ещё заработаешь, ты молодая, чего тебе горевать, - отвечал Коробор, - вон какая ты! кровь с молоком! Может кто и без приданого возьмет!
-Да кто ж возьмет? Вы же всех обворовали!!!
-Уж, конечно, обворуешь вас всех, - не выдержал Сумчар, - как выходим на дело, вечно по домам сидите, как сычи! Уж итак, раз в месяц промышляем, могли бы совесть иметь!
-Да ещё собак развели! - возмущался Коробор.
-Вы поглядите, как они заговорили, - начал было рыжий Масимон.
-Всё это пустой разговор, - перебил его Кармар, - слушайте хлопцы, что я вам скажу: вы, сейчас, куда большие негодяи, и дело ваше нисколько не правое! Мы брали у каждого совсем понемногу, да многого у вас и не было! А вы намереваетесь отобрать у нас целое состояние, которое мы уже считали своим, к которому мы привыкли, рассчитывали на него, нашли применение, оно теперь наше, понимаете - наше!
-Ничего себе разговорчик, - произнесла Добрида в растерянности, - да из-за ваших делишек, наш городок на всю Славонию осрамлен, к нам родня боится приехать, всё сомневаются люди - а не ограбят ли их тут, не обворуют, ли? Наш городок уже прослыл краем нищих и воров! Надоело нам это, по горло наелись!
-Эх, ладно! Так и быть, открою вам свой секрет, - произнес Кармар на полтона ниже. - Если бы вы к нам не ворвались, если бы вы не стали тут бесчинствовать и ломать наши стены, угрожая разграбить наше добро, то в следующем месяце мы собирались уходить из подполья, строить большой и красивый особняк в самом центре вашего городишки, купить большую и красивую карету им разъезжать на ней по улицам!
-Ну и что из этого? - не понял Мирдан.
-А то! Любой гость городка увидал бы всю эту красоту - и дом и карету, а потом на всю Славонию бы восхищенные разговоры были, - резонно воскликнул папаша Кармар.
-Но мы-то, всё равно, бы остались нищими! - упрямо гнула свою линию Добрида.
-Нет, я подумал и об этом, - всё так же веско ответствовал Кармар, - мы с друзьями собирались открыть парочку мануфактур в городе и даже пару ферм в окрестностях! В вашей волости появилась бы работа, всё начало бы богатеть, развиваться! Поймите вы!
-А-а, где им понять, - махнул рукой Коробор, - всё то, что ты говоришь, папаша Кармар, слишком сложно для их недалеких мозгов, им всегда хочется одного - отнять и поделить!
-Вот именно, вот именно, - воскликнул Сумчар, - отнять и поделить!
-Наверное вы правы, друзья, - невесело изрёк папаша Кармар, - ну где им понять простые истины?! Как я могу объяснить им, что большой капитал должен находиться в одних руках, что капиталом легче распоряжаться когда он сосредоточен в грамотных у знающих своё дело людей, что и городок-то богатеть бы начал и славиться на всю Славонию! Отнять и поделить - это всё на что они способны.
Пока обитатели Старой Улитки беседовали со злобными недоумками из нахальной городской толпы, никто не заметил как куколки, куда-то подевались…, а вскоре подземное пространство стало наполняться дымом, стлавшимся по полу, который быстро сгущался и лез в глаза. Наконец, дым заполнил всю Старую Улитку, и тем, кто был в ней, не оставалось ничего, как ретироваться наружу.
Городские нахальные обыватели, что ещё четверть часа назад хотели лишить папашу Кармара и его друзей целого состояния, повалили наверх, глотая утреннюю взвесь холодного тумана, а Сумчар и Коробор, взвалив на плечи мешки с самым ценным, поспешили вслед за Кармаром, что повел их в тайный ход противоположной стороны, давно прорытый в Старой Улитке на случай непредвиденных бед.