И смешно и грустно

Jul 15, 2011 10:16


Вчера писал об американском долговом кризисе, и вчера же попалась мне на глаза статья о том, как сильно американские правительственные чиновники озабочены проблемой распространения кыргызского языка в СНГ.
Честное слово! Посол США в Киргизии П. Стартлен заявила, что американское руководство твёрдо намерено содействовать продвижению кыргызского языка и сокращению роли русского языка в республике, добавив, что сейчас решается вопрос выделения специальных средств из бюджета США правительству Розы Отунбаевой на решение остро стоящей языковой проблемы.

И смех и грех, честное слово! Мало того что американцы как вмешивались, так и вмешиваются в дела других государств, и учат людей - на каком языке им говорить, так ведь оказывается, именно сейчас, у США нет других забот, кроме как выделять деньги на вытеснение русского языка из Средней Азии.
А хотя, деньги-то заёмные, они не считаны, у России взяты в долг, против России же и используются. Однако дефолт по долгам США ожидается чуть ли не второго августа, но американское правительство находит время на кыргызский язык и думает всё о том, как бы повредить позициям русского языка.

При том, заметим, индейцам племени лакота, никаких денег на развитие языка не обещано, более того, американское руководство по-прежнему продолжает игнорировать этих индейцев, которые объявили о создании своей автономии и добиваются признания её федеральной властью. Им в ответ - тишина, вернее тихое подавление. Вы о них и не услышите ничего, даже на кыргызском языке.
Российские индейцы, отчего-то, интересуют США, а свои нет. Причём заметим, у всех народов России, сопоставимых, по этнополитической формации, с индейцами США, уже давно есть свои автономии, а у киргизов даже и отдельная республика, которой предоставлена независимость. У индейцев США даже простенького автономного округа нет.

О русском-то языке, вернее о его положении в Средней Азии, я, всякий раз, говорю не просто так, ведь помимо того, что сокращение поля использования русского - это ущерб русской культуре и русской цивилизации, но в Средней Азии вытеснение русского - это ущерб стабильности и уровню жизни. Более того, существует, отчего-то, прямая связь между процентом распространения русского языка и усилением конфликтного потенциала каждой из республик. Особенно это заметно в сравнении: чем раньше из той, или иной, республики был вытеснен русский, тем более кровавая гражданская война там разгоралась, поскольку некому было сдерживать кланы и народности, вгрызавшиеся друг другу в горло, некому было сглаживать противоречия. Русский фактор был фактором стабильности, но его выдавили.
Первым был «очищен» от русского Таджикистан, он и запылал первым; далее были приложены усилия по «очищению» от русского языка территорий Узбекистана, она забурлила чуть позже; ну и наконец, «революция» в Киргизии привела новые порядки и требования начать выдавливание русскоязычия; всё загорелось и здесь.
В Киргизии-то, по счастливому стечению обстоятельств, в девяностых годах, у власти оказался порядочный человек - Аскар Акаев. Каждый имеет свои недостатки, были они и у Акаева, но когда из Туркмении и Таджикистана силой выдавливали русских, Акаев, по местному телевидению, обратился к людям и сам попросил русских остаться, не только русских, всех людей, которые жили в республике.
Стоит ли говорить, что Америке Акаев не нравился, ведь он не собирался расправляться с русским языком, разжигать гражданскую войну. Но именно перманентные гражданские войны, по всему периметру России, являются целью американского влияния в Средней Азии, ведь с помощью них очень легко прикрыть наркотрафик - орудие «опиумной войны» против России.
Акаева унизительно «свергли», и спокойная прежде Киргизия, стала «как все», то есть почти такой же, как Таджикистан, или Узбекистан, где периодически возникает резня и конфликты.

А вот Каримов, или Ниязов (ныне покойный), они-то, как оказалось, лучше Акаева. В их республиках русский язык почти под запретом, ну чем не демократы!?
Но что смешно, грустно и противно, так то, что выжигая каленым железом русский язык из республики, Каримов (и до сих пор) создаёт невыносимые условия для своих же людей, ведь миллионы узбеков вынуждены выезжать в Россию на заработки, но стараниями Каримова, немалая часть из них уже не знает русского языка (особенно это касается молодежи), и приходится им становиться бессловесной рабсилой. Каримов и дома им жизни не даёт, да ещё и такую свинью подкладывает, что и в Москве этим узбекам приходится соглашаться на самые незавидные условия, не владея языком.
Весело.

Но ещё веселей, что Америке, чуть ли не завтра грозит дефолт, что бюджет задыхается от долгов, что дела идут хуже некуда, но американское правительство очень озабочено проблемой распространения кыргызского языка и борется за сокращение роли русского.
Американское-то руководство очень взволновано и украинским языком, и грузинским, и узбекским, и казахским, теперь вот ещё и кыргызским.
Что касается конкретно кыргызского языка, то в каждом случае, перевод той, или иной, школы, на этот язык, означал резкую деградацию образования, потому родители не спешат отдавать детей в кыргызские школы. Однако, в некоторых населенных пунктах, просто нет выбора, русская школа закрыта.

И тут не совсем понятно - почему российскому-то руководству плевать на русский язык, и почему Россия не озабочена проблемой поддержания языка индейцев племени лакота в США? Почему Россия не настаивает на признании автономии этого племени, ведь лакота уже давно добиваются этого!?
И когда, в конце-концов, вернутся российские военные базы на Кубу?
Previous post Next post
Up