Продавать без посредников эффективнее» - британец Иэн Макьюэн решил вспомнить об основном принципе сбытовой экономики и в январе нынешнего года объявил, что сам займется продажами е-версий своих старых романов в содружестве с лидером онлайн-торговли Amazon. Практическая целесообразность такого подхода сулила писателю, как минимум, 50%-ное участие в прибыли. И это существенный аргумент, поскольку Random House, первоначальный издатель этого автора, предложил ему заметно меньше - немногим более 25%. Завершая переговоры по этому поводу, американский литагент Макюэна Джорж Борхардт бросил своим собеседникам: «Опережая Ваш следующий и, скорее всего, самый главный вопрос, скажу, что удвоенная ставка нам нравится гораздо больше».
Идее Макьюэна еще предстоит стать апробированной и созревшей бизнес-моделью, да и автор ее не скрывает, что идет непроторенным путем. Вместе с тем, его примеру хотят следовать и другие. По сообщению британской The Telegraph, семейное издательство Ian Flemming Publications планирует выпуск электронной версии всей «Бондианы», романов о Джеймсе Бонде, на сей раз без какого-либо участия своего многолетнего и постоянного партнера, Penguin Books. Этот и ему подобные проекты явно не вызывают восторга в стане крупнейших издательств, которые намерены активно позиционироваться на электронном рынке, и потому вскоре, вероятно, будут вынуждены заняться пересмотром своих затрат на эти цели. Рынок внимательно наблюдает за происходящим, и многие авторы, а среди них и такие именитые, как Джоан Роулинг или Салман Рушди, очевидно, не имеют ничего против более высоких отчислений, которые сулит им самостоятельные продажи е-версий своих произведений. Пример с «Бондианой» недвусмысленно демонстрирует, что издательствам есть, что терять: под угрозой доходы от довольно старых, но неоднократно их выручавших, романов, так называемого «золотого» фонда.
В то же время сегодня довольно трудно оценить, сколько же издательских инвестиций потребуется для того, чтобы устранить надвигающуюся угрозу. И причина, прежде всего, в том, что никто пока не может дать точный прогноз технологического, а тем более коньюнктурного развития нового рынка публикаций. Когда и, еще важнее, у кого через несколько лет или десятилетий вдруг возникнет потребность в электронных версиях бывших бестселлеров - пока не совсем ясно.